Подготовительный этап

От рождения до 1 года

Появление ребенка на свет знаменуется криком новорожденного, который является первой голосовой реакцией, первым проявлением речевой активности. Крик и плач новорожденного это результат деятельности голосового, дыхательного и артикуляционного отделов. По характеру плача и крика ребенка к концу первого месяца жизни можно понять  настроение и желания малыша.Для родителей - подготовительный период

Со 2-го месяца жизни ребенок общается с миром при помощи взгляда и зачатков мимики, начинает различать интонацию взрослого, узнавать голос матери  (или близкого человека). В 1,5-2 месяца малыш начинает гулить. Гуление — это стадия доречевого развития ребёнка, следующая за криком и предшествующая лепету. Продолжается примерно с 2—3 до 5—7 месяцев жизни ребёнка. Представляет собой протяжные негромкие певучие звуки или слоги — как правило, это цепочки гласных, близких к /а/, /у/, /ы/, часто в сочетании с согласными /г/, /м/.Начальный период гуления иногда обозначают как «гуканье», это более короткие и отрывистые вокализации (типа /гу/, /га/, /у/, /ка). 

К 4 месяцам звуковые сочетания используемые ребенком усложняются, а уже к 5 месяцам гуление сменяется лепетом. Лепет представляет собой слогоподобные вокализации (типа /та-та-та/, /ба/, /ма/ и т. п.), с помощью которых ребёнок выражает свои желания и требования или просто «играет» со звуками голоса. Часто лепет сопровождает предметно-манипулятивную деятельность ребёнка и активизируется в ответ на обращённую к нему речь взрослого. Постепенно слоговые цепочки становятся всё более разнообразными: в их составе оказываются не только одинаковые, но и разнотипные слоги.

К концу четвертого месяца младенец воспроизводит такое многообразие звуков, которое не встречается ни в одном языке. Забавляясь звуками, малыш не только произносит различные гласные и согласные, но и начинает повторять слоги, произнося целые «монологи».

 

Этот период в жизни малыша очень важен – так как именно в это время формируется  эмоциональная связь ребенка с окружающими, в результате которой появляется потребность в общении. Ситуация, в которой ребенок испытывает дефицит внимания взрослого,  может спровоцировать задержку речевого и личностного развития.

Речь не может  развиваться без общения, особенно без речевого общения. Очень важно уже с первых дней рождения ребенка все время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать свое отношение, подкреплять речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь (интонации, паузы, речь, сопровождаемая мимикой, движениями головы, рук и т.д.) доступна пониманию ребенка и способствует полноценному   развитию   малыша.  Ребенок заражается Вашей речевой и эмоциональной активностью, стремится   подражать   Вам.

 

Первые слова появляются к концу первого года жизни. Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек. Есть указания на то, что у девочек слова появляются на 8-9 месяце жизни, у мальчиков — на 11-12 месяце (Леонтьев)

 

Использованная литература:
Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко Ребенок плохо говорит? Что делать?
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии.