Самомассаж

Часто у детей, с речевыми нарушениями, имеются недостатки в состоянии мышц, как непосредственно участвующих в работе речедвигательного аппарата, так и мышц крупной и мелкой моторики. Существует эффективное средство для стимуляции кинестетики и нормализации мышечного тонуса. Таким средством в работе по коррекции речевых недостатков является самомассаж.

самомассаж в логопедии

Содержание:


Что такое самомассаж?

Приёмы самомассажа

Правила выполнения самомассажа

Артикуляционный самомассаж

Пальчиковый самомассаж

Положительный эффект самомассажа

Комплексы самомассажа


Что такое самомассаж?

        Самомассаж – это совокупность поглаживаний, растираний, разминаний и вибраций, которые человек выполняет сам по поверхности своего тела. Самомассаж в логопедической практике разделяется на 3 вида: общий (самомассаж головы, шеи, туловища), артикуляционный (самомассаж губ, щек и языка) и пальчиковый.      

         Любой самомассаж не может принести никакого вреда, а польза от него очевидна. Он тренирует сосуды и способствует лучшему снабжению кислородом внутренних органов. Делая самомассаж ребёнок укрепляет мышцы рук и пальцев, снимает мышечное напряжение, разминает ту или иную часть тела или лица.

        Еще одно преимущество самомассажа состоит в его доступности: вам не надо никуда идти и менять свой режим, а делать его можно в любое удобное время.

       Важное значение имеет регулярность  самомассажа и контроль за его правильным выполнением со стороны взрослых.

Приёмы самомассажа

       При проведении самомассажа используют ряд приёмов: поглаживание, растирание, надавливание, пощипывание, пассивные движения, сгибание, разгибание пальцев.

        Самый простой и важный прием самомассажа – это поглаживание. Успокаивающее воздействует на нервную систему. Улучшает  функции  мышц и желёз. В восстановительном самомассаже этот прием выполняют при повышенной нервной возбудимости, а в лечебном - при спазмах, травмах и т.д. Поглаживание бывает прямолинейное и кругообразное.

      Разминание -  прием самомассажа, с помощью которого массируются мышцы. Под действием разминания значительно улучшается скорость кровотока, что способствует быстрому восстановлению умственной и физической работоспособности.

       Особый массажный прием – растирание. Отличается от остальных приёмов более энергичным выполнением в различных направлениях. 
Растирания бывают:
- прямолинейные, зигзагообразные, спиралевидные и кругообразные растирания подушечками одного или нескольких пальцев и буграми больших пальцев;
- прямолинейное растирание щипцами;
- прямолинейное растирание основанием ладони;
- гребнеобразное растирание пальцами, сжатыми в кулак.
Во время растирания улучшается местное кровообращение, согреваются ткани, ускоряется рассасывание затвердений, увеличивается пластичность мышц и повышается работоспособность.

     Пассивные движения выполняются только после разминания на мышцах и растирания на суставах. Обычно пассивные движения производятся с посторонней помощью.

         С приемами самомассажа дети впервые знакомятся на логопедических занятиях. Учить детей приемам самомассажа можно с 2-2,5 лет. Обучение проходит в игровой форме, малышей просят показать имитацию различных животных или предметов (например, обезъянку). При желаниии любой родитель может научить своего малыша выполнять самомассаж.

Правила выполнения самомассажа

           Перед выполнением артикуляционного самомассажа необходимо проверить чистоту рук и лица малыша. Желательно, чтобы у ребенка был чистый носовой платок (лучше одноразовый), потому что иногда обильное слюноотделение сопутствует выполнению отдельных упражнений. Противопоказанием к самомассажу являются открытые раны на массируемой области.
          Лучше если малыш будет делать артикуляционный самомассаж перед зеркалом. Единственное, о чем нужно помнить, что ребенку выполнять самомассаж надо в течение 7-10 минут, не доставляя себе неприятных ощущений. Каждое движение нужно повторять 4-6 раз.

          Хорошо если при выполнении упражнений ребенок будет слышать речевое сопровождение в стихотворной форме или спокойную музыку.

Артикуляционный самомассаж

         Артикуляционный самомассаж делается с целью улучшить кровообращение и увеличить пластичность мышц языка, губ, щек. Он особенно полезен детям с дизартрией. Массажные движения делают мышцы гибкими, пластичными, улучшают работоспособность. От массажа улучшается микроциркуляция кислорода в сосудах, капилярах, тканях. При систематическом выполнении самомассажа результативность коррекционной работы по коррекции звукопроизношения увеличивается.

         Артикуляционный самомассаж – это  также и динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Ребёнок сам выполняет упражнения,которые показывает ему взрослый. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Самомассаж губ

          Для  того чтобы укрепить  мышцы  рта, необходимо правильное  выполнение и чередованиие следующих упражнений: «Лягушка» – «Хоботок»,  «Забор» - «Труба», «Обезьянка», «Бульдог», "Кролик", "Ёжик".

самомассаж губ упражнения   самомассаж губ упражнения   самомассаж губ упражнениясамомассаж губ упражнения

            Хорошо действуют на мышцы губ такие приёмы как рисование  в  воздухе палочкой или  карандашом,  зажатым  между  губами, сбор  горошин  губами со  стола. 

Вводятся  элементы  массажа:

•поглаживание губ; самомассаж губ

•растягивание губ; 

•разминание  губ; 

•их  пощипывание;

   самомассаж губ •похлопывание;

•вибрация; 

•заключительное поглаживание.

        

         Для расслабления мышц  эти движения должны быть направлены от углов губ к центру и быть лёгкими, щадящими. Для укрепления – наоборот, от центра к углам губ.  

       Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

 

               Для  того чтобы укрепить  мышцы  щёк будут полезны упражнения: «Толстячок», «Худышка»,  «Футбол», «Орешки». 

 самомассаж щек упражнения

самомассаж щек упражнения

           Для  укрепления  мышц  нижней  челюсти  в  игровой  форме  предлагаются  различные упражнения  на  открывания  и  закрывания  рта: «Окошко», «Бегемот», «Бегемот и мартышка», «Рыбка».

самомассаж  упражнения

самомассаж  упражнения

Очень действенны такие приёмы:

•имитация  жевания;

•открывание рта  с  сопротивлением, подставив  тыльную  сторону  руки под  подбородок;

•выдвижение нижней  челюсти вперед 

                Мышцы  нижней   челюсти  и  круговую мышцу рта  необходимо  укрепить  настолько,  чтобы  рот  в  покое  находился  в  закрытом  положении. Для  выработки  дифференцированных  движений  языка, предлагается  массаж. Он  включает  четыре  вида  движений:     

поглаживание;                               растирание; 

разминание;                                   вибрацию.

 

              Упражнения, выполняющие функцию самомассажа для языка: "Накажи непослушный язык", "Месим тесто", "Расчёска", "Мясорубка" и другие. 

самомассаж языка упражнениями

самомассаж языка упражнениями

Пальчиковый самомассаж

          Пальчиковый самомассаж это важное средство способствующее созданию нейронных сетей, что в свою очередь стимулирует процесс обучения. Выполнение различных упражнений пальчикового самомассажа возбуждает локальные участки мозга, а их игровая форма распределяет нагрузку на мозг, предохраняя от переутомления. Дети в игре, заучивая простые веселые тексты, которые они демонстрируют и обыгрывают в движениях пальцев, становятся активными участниками обучения.  

При выполнении самомассажа рук можно использовать различные предметы.

ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ

самомассаж грецкими орехамиГрецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.

Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:

Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,

А потом обратно,   чтоб стало мне приятно.

 

Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

 

Вокруг Земли Луна летает, 

а вот зачем – сама не знает.

ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ

Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.

Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.

Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.

Научился два ореха                                                    

между пальцами держать.                                          

Это в школе мне поможет                                           

буквы ровные писать.                                              

 

Три ореха я возьму, 

 между пальцами зажму.

Раз, два, три, четыре, пять,

орехи сложно удержать!

КАРАНДАШ

Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).

Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10.

Карандаш в руках катаю,

между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

быть послушным научу.

КАРАНДАШ

Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.

Стихотворение:

Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.

Я ладошки разотру,  рисовать потом пойду.

КАРАНДАШ

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

самомассаж карандашомКарандаш я покачу

Вправо, влево  - как хочу.

 

 

«Прятки» с карандашом

Сжимание карандаша в кулачке.

самомассаж карандашомКарандашик посжимаю

И ладошку поменяю. 

 

 

«Пианино» с карандашом

Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальцев.

«Волчок» карандашом

Вращение карандаша на столе большим и указательным пальцами.

По столу круги катаю,

Карандаш не выпускаю.

 «Горка» для карандаша

Скатывание самомассаж карандашомкарандаша с тыльной поверхности кисти руки.

 

 

 

«Подъемный кран» карандашом

самомассаж карандашомПоднимание карандаша с поверхности стола одним пальцем.

Карандашик поднимаю,

Крепко пальцем прижимаю.

 

«Вертолет» карандашом

самомассаж карандашомВращение карандашом между большим, указательным и средним пальцами.

Отправляется в полет

Наш красавец - вертолет.

 

«Качалочка» карандашом

самомассаж карандашомПрокатывание карандаша в межпальцевом пространстве.

Карандаш не отдыхает,

Между пальцами гуляет.

«Ладошка»

Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

Нарисую я ладошку,

Отдохну потом немножко.

«Эстафета» карандашом

самомассаж карандашомПередача карандаша каждому пальчику поочередно.

 

 

«Скольжение» по карандашу

Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании, и с упором острым концом в стол.

По карандашу скольжу,

Съехать вниз скорей спешу.

 

МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ  ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК

Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:

массажный мячикУ сосны, у пихты, ёлки 

очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник, 

вас уколет можжевельник!

МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК

Массаж ладоней круговыми движениями мяча -на ударные слоги стихотворения:

Гладила мама – ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!

МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК

Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки.

самомассаж су-джокЯ мячом круги катаю 

(между ладоней по кругу),

Взад-вперед его гоняю   

(движения вверх-вниз), 

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк -

Мяч летает между рук 

(перебрасывание мяча из руки в руку).

МАССАЖ  ГОРОШИНАМИ

Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами по очереди сначала одной. Потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу:

Дома я одна скучала, 

горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать, 

надо пальчику сказать:

«Пальчик, пальчик, мой хороший, 

ты прижми к столу горошек.

Покрути и покатай 

и другому передай.

БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ

Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается):

самомассаж прищепкамиКусается сильно котёнок – глупыш, 

он думает: это не палец, а мышь

 (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш, 

а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

 

Большаку дрова рубить,

а тебе воды носить,

А тебе печь топить,

а тебе тесто месить,

А малышке песни петь,

песни петь да плясать,

родных братьев потешать.

ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУПОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИ

Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями;

Массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз.

самомассаж шарикамиЭти шарики берем

Ими ручки разомнем.

Каждый шарик не простой -

Этот с солью, с рисом тот.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу,

Перекидывать друг другу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Нам пора и отдыхать!

ЧЁТКИ (БУСЫ)

Считать количество бусин в прямом и обратном порядке.

Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д.

Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам.

самомассаж чёткамиКатать бусины между ладоней:

Покатаю я в руках бусинки – горошки.

Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.

                

Скачать упражнения по самомассажу рук

 

 

Положительный эффект самомассажа

       «Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы.»  М. Е. Хватцев

    В результате регулярного выполнения самомассажа у детей нормализуется мышечный тонус артикуляционного аппарата (в наиболее сложных случаях — уменьшается  степень проявления  дефектов артикуляционной мускулатуры);  начинают работать те группы мышц, которые были недостаточно включены в процесс произношения; органы артикуляции готовы  к формированию произвольных, координированных движений и к  постановке дефектных звуков речи; уменьшается гиперсаливация.

       Плюсы самомассажа также заключаются в том, что детям нравится его делать и поэтому родители без проблем могут повторять процедуру самомассажа несколько раз в день, выполняя различные упражнения. На логопедических занятиях эти упражнения выполняются одновременно с несколькими детьми, что создает некий соревновательный элемент и способствует возникновению чувства общности.

Комплексы самомассажа

            Хочу порекомендовать комплекс самомассажа мышц артикуляционного аппарата для детей с нарушениями речи, основанный на методике и технике логопедического самомассажа, представленного Е.А. Дьяковой в учебном пособии «Логопедический массаж» и сопровождаемый стихотворными текстами разработанными учителем-логопедом Майоровой  Е.В.  https://infourok.ru/kompleks-samomassazha-mishc-artikulyacionnogo-apparata-dlya-detey-s-narusheniyami-rechi-2607720.html

Перед выполнением самомассажа нужно принять удобную расслабленную позу (лежа или сидя). Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе, комментируя его соответствующим текстом.

Я хороший! Я хороший!
Очень я себя люблю!
На дворе денек погожий,
Значит, я гулять пойду.
Положить ладони обеих рук на области головы ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.
Шапочку скорей надень –
На дворе прохладный день.
Шапочку надели,
В зеркало глядели.
Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.
По дорожкам, по дорожкам
Побежали наши ножки
Движения пальцев от середины лба к вискам.
Дождь по крыше застучал,
По дорожкам побежал.
Кап-кап! Кап-кап!
Вот так, вот так.
Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
Снова солнышко проснулось,
К нам лучами потянулось.
Раз, два, три, четыре, пять,
Можем снова мы гулять.
Проводить по бровям «лучики» от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
Мы очки скорей надели
И на солнце поглядели,
Солнышко лучистое,
Небо снова чистое.
Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой части к переносице, затем по брови к вискам.
Мы усы нарисовали,
Словно мушкетеры стали.
Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
Прикрепили бороду,
Пошли гулять по городу.
Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
Сели мы на паровоз,
Раздается стук колес:
Чух-чух! Чух-чух!
Мы помчались во весь дух.
Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против.
Едем в поезде и слышим:
Снова дождь стучит по крыше…
Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.
Дождик намочил прическу –
Нужно взять скорей расческу.
Поглаживание губ зубами – сначала верхней, потом нижней.
Так трудились, так старались,
Даже мы проголодались.
Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.
Нужно блинчики испечь,
А потом в кроватку лечь.
Похлопать ладошками по щекам.
На пуховую перинку
Мы положим наши спинки.
Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
Мы подушки повзбивали,
Одеяло расправляли.
Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя»; точно так же убрать язык в полость рта.
Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
Положили ушки
На мягкие подушки.
Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3-5 раз.
Глазки закрывали –
Крепко засыпали.
Накрыть ушные раковины ладонями, закрыть глаза. Подержать в таком положении 2-3 секунд.

Еще один комплекс самомассажа для детей, разработанный логопедом О.И.Крупенчук

РУЧКИ РАСТИРАЕМ (потирание ладоней)
И РАЗОГРЕВАЕМ (хлопки),
И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз),
ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам ).
УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
ИХ ВПЕРЁД СГИБАЕМ (нагибание ушных раковин к переди),
ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ (оттягивание вниз за мочки),
А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЁЧКИ (пальцы перебегают на щёки).
ЩЁЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).
ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).
КАК УТЯТА К УТКЕ, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ (вытягивание обеих губ вперёд),   
РАЗОМНЁМ ИХ МЯГКО, НЕ ЗАДЕВ НОГТЯМИ (большие и указательные пальцы разминают обе губы).
УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЁЧКИ ПОДНИМАЕМ (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта),
А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носо-губным складкам).
ГУБКИ ПОЖУЁМ МЫ, ШАРИКИ НАДУЕМ (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)
И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу ).
ПОД ГУБОЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК В ГУБУ СТУЧИТ (язык под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе).
ПОД ДРУГОЙ ГУБОЙ ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК ДРУГОЙ СТУЧИТ (язык - под нижней губой и поколачивание по нижней губе).
ТЯНЕМ ПОДБОРОДОК И ЕГО ЩИПАЕМ (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),
А ПОТОМ ПО ШЕЙКЕ РУЧКАМИ СТЕКАЕМ (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами)

 

Комплекс игрового самомассажа под стихотворный текст

Автор материала: Васина Елена Валерьевна

 1.Чтоб расслабилась губа –

Рисовать усы пора.

Движение указательными пальцами  от середины верхней губы к углам рта, чтобы активизировать и от углов рта к середине, чтобы расслабить.

2.В уголках  я рта кручу –

Расслабить мышцы я хочу.

Круговое разминание в углах рта.

3. Да – да – да –  есть у деда борода.

Ду – ду – ду – расчешу я бороду.

Да – да – да – надоела борода.

Ды – ды – ды – больше нет бороды.

Сначала поглаживать подушечками пальцев от середины  подбородка к ушам. Затем растирать, далее разминать круговыми движениями,  потом легко пощипать. Закончить легким поглаживанием.

4. С губами я играю,

 то найду, то потеряю. 

Всасывать верхнюю и нижнюю губы  попеременно. Внутри языком облизывать губы.

5. Зажму я верхнюю и нижнюю   губу,

Птичий клювик получу,

Влево-вправо покручу.

Зажимать между пальцами верхнюю и  нижнюю губы, двигать ими вправо-влево, вверх-вниз.

6. Побегу по лесенке

и спою я песенку.

Указательным и средним пальцем перебирать по губам, движением сверху вниз

7. Зубы как расческа,

  гладят губы ловко.

Поглаживать губы зубами.

8. У индейцев клич  такой,

Постучи вот так  рукой.

Длительно говорить «а» и  похлопывать по рту ладонью.

 

 

 Скачать комплекс самомассажа "Озорные мишки"

Скачать комплекс самомассажа для детей с картинками и стихами