Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это необходимое средство в работе над правильным произношением. Иногда родителям кажется, что ребенок сам, без всякой помощи, научится произносить звуки правильно. Однако, это мнение ошибочно. Недостатки произношения по мере роста малыша лишь закрепляются в его речи. Самое доступное и эффективное средство – ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики.

дети занимаются артикуляционной гимнастикой у зеркала

Содержание

Что такое артикуляционная гимнастика

Типы артикуляционных упражнений

Описание упражнений

Комплексы артикуляционных гимнастик

 

Что такое артикуляционная гимнастика?

Это гимнастика для органов артикуляции (губ, языка, челюстей). Если у ребенка нарушено произношение звуков, то это говорит о том, что у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Цель артикуляционной гимнастики – выработать четкие движения, необходимые для произношения различных групп звуков. Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики способствует правильному развитию мышц и подготовит ребенка к постановке звуков, но не сможет заменить собой работу логопеда.

Артикуляционная гимнастика нужна не только малышам с нарушенным звукопроизношением, но и всем остальным. Правильная артикуляция сделает речь любого ребенка четкой, ясной и правильной.

Выполнять упражнения можно в любое свободное время, но лучше, если ребенок не будет сильно возбужден, так как ему предстоит провести время спокойно, сидя перед зеркалом, в течение 10-15 минут.

Артикуляционную гимнастику на начальном этапе рекомендуется делать перед большим зеркалом, в котором ребенок сможет видеть и себя, и взрослого. Если такого зеркала у Вас нет, то для малыша подойдет небольшое настольное зеркало. В нем ребенок будет видеть свои органы артикуляционного аппарата, а взрослый сядет напротив ребенка и сможет показать ему образец выполнения упражнений. Роль родителей в выполнении упражнений заключается в правильном показе, а также в контроле за четким и правильным выполнением упражнений ребенком. Внимание нужно уделять тому, насколько качественно ребенок выполняет упражнение, следить за качеством и объемом движений органов артикуляции, их силе, точности движений. Необходимо совершенствовать умение удерживать органы в нужном положении.

Каждое упражнение повторяется от 3 до 5-6 раз. В комплекс не надо включать больше 10 упражнений.

Типы артикуляционных упражнений

Все упражнения артикуляционной гимнастики делятся на 2 типа: статические и динамические. 

В статических упражнениях нужно удерживать определённую позу неподвижно. К таким упражнениями относятся "Лопатка"("Блинчик"), "Иголка", "Чашечка", "Грибок", "Труба" ("Дудка"), "Забор", "Хобот" и другие. 

В динамических же упражнениях надо не просто удержать какую-либо позу, а выполнить определённые движения. В них важно следить за чётким выполнением движений и положением артикуляционных органов. Например: в упражнении "Чистим зубы" губы должны быть растянуты в стороны так, чтобы обнажались зубные ряды. А двигаться в упражнении должен только кончик языка. Челюсть, губы должны оставаться неподвижными.

Но перед тем как начать выполнять артикуляционную гимнастику родителям будет далеко не лишним закрепить с ребенком знания об ориентировке в пространстве: верх - низ, право - лево, вперед – назад. Все эти понятия постоянно будут звучать в качестве указаний по правильному выполнению упражнений.

Начав, заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой Вы увидите, как тяжело дается ему выполнение отдельных упражнений. У малыша может быть повышенное слюноотделение, дрожание кончика языка, трудности в удержании органа в определенной позе и многое другое. В этот период лучше не концентрировать внимание малыша на его недочетах. Нужно постоянно хвалить ребенка за усердие, желание сделать упражнение правильно.

Со временем, напряжение органов начнет исчезать, его движения приобретут точность и координированность. Тогда самое время начать чередование статичных упражнений (т.е. таких, когда положение какого-либо органа фиксируется на определенное время). Хорошо чередовать упражнения «Заборчик» и «Трубочка», «Хоботок» и «Улыбка», «Лопатка» и «Иголка».

Занимаясь с ребенком, всегда необходимо помнить о том, что, проявив фантазию, Вы можете сделать любое занятия для малыша увлекательной игрой и превратить его в сказку, к которой малыш будет возвращаться вновь и вновь. Презентации, представленные нами на этой страничке, призваны создать положительный эмоциональный настрой у ребенка во время выполнения артикуляционной гимнастики.

 

Описание артикуляционных упражнений

 артикуляционная гимнастика в картинках артикуляционная гимнастика в картинках артикуляционная гимнастика в картинках артикуляционная гимнастика в картинках

 Комплексы артикуляционных гимнастик


Комплекс упражнений № 1 для постановки свистящих звуков: жми ссылку.

Комплекс упражнений № 2 для постановки свистящих звуков: жми ссылку.

Комплекс упражнений № 1 для постановки шипящих звуков: жми ссылку.

Комплекс упражнений № 2 для постановки шипящих звуков: жми ссылку.

Комплекс упражнений № 1 для постановки сонорных звуков: жми ссылку.

Комплекс упражнений № 2 для постановки сонорных звуков: жми ссылку.

Комплекс упражнений для заднеязычных звуков К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Й

1. "Месим тесто"
• Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
2. «Наказать непослушный язык»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)
3. «Лопаточка»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
4. «Мостик»
• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
5. «Мостик построим — мостик разрушим»
• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.
6. «Ветерок дует с моста»
• Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «мостиком», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.