УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

         Каждый педагог в процессе работы определяет для себя оптимальную модель построения своих занятий. Основываясь на 25-летнем опыте коррекционно-развивающей работы, сформулировала для себя главный тезис своей работы, который можно назвать девизом моей педагогической концепции. Звучит он так: «Учить так, чтобы не наносить вред здоровью».

          Особенности работы логопеда заключаются в том, что педагог не только развивает и обучает детей, но прежде всего, корректирует имеющиеся нарушения в развитии. Как правило, у детей нуждающихся в логопедической помощи дефекту речи сопутствуют и масса других, не столь заметных, но от того не менее значимых в развитии ребенка нарушений. Это и нарушения общей моторики, неразвитость мелких движений рук, недостаточность зрительного и слухового внимания, несформированность пространственно-временных представлений, трудности в выражении эмоций, налаживании коммуникативных связей со сверстниками и взрослыми.

         Учитывая все вышесказанное, считаю, что для плодотворной работы с детьми необходимо оптимально распределять нагрузку в процессе обучения, так чтобы сохранить и укрепить здоровье воспитанника.

          Первым необходимым условием в системе коррекционно-развивающей работы для плодотворного результата является создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов, СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ, КОМФОРТНОСТИ. Педагог должен знать и учитывать в работе индивидуальные особенности детей, включенных в процесс обучения, необходимо создать ситуацию успеха ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЕНКА, УКРЕПИТЬ ЕГО ВЕРУ В СВОИ СИЛЫ. Считаю очень важным осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.

          Вторым немаловажным условием обучения является мотивационная потребность ребенка в получении новых знаний, повышении интереса детей к занятиям. Эмоциональное вовлечение ребенка в процесс обучения - обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

          Наверное, заветная мечта каждого педагога – ЭТО ПРОБУДИТЬ В РЕБЕНКЕ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ.

          Вспомните, в каких ситуациях вам легче всего добиться от ребенка послушания? Когда он с наибольшей охотой и старанием подражает вам, учится у вас? Ради чего он готов отказаться и от прогулки и от детской телепередачи, забыть недавнюю ссору и свои самые неотложные нужды?.. Ну конечно, ради совместной игры.

По мнению А.B. Запорожца, игра — это эмоциональная деятельность, a эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. Основным стимулом познавательной деятельности становится не указания педагога, a естественное желание детей поиграть.

               Поэтому третьей основным условием моей работы является принцип УЧИТЬ В ИГРЕ. Логопеды уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Например, компенсаторная функция игры основана на том, что для ребенка игровое пространство становится новой реальностью в реальности, созданной взрослыми. Иначе говоря, игра — это альтернатива действительности, и поэтому она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но все же главная функция игры — развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.

         Еще K.Д.Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей.

Специфика обучающей игры заключается в ее структуре, которая содержит и учебные задачи. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны логопеда оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.

         Чему бы мы ни хотели научить ребенка в дошкольном возрасте ВСЕГДА начинать надо с игры.

         Об исключительно важном значении игры для общего психического здоровья дошкольника много говорится в психолого-педагогической литературе. Серьёзное отношение современной педагогики и психологии к игре отражается в понятии «игровая деятельность дошкольника». Деятельность – значит, правила, образцы, средства. Когда их задает взрослый (с учётом возрастных возможностей ребёнка, его вкусов и интересов) игра становится формой сотрудничества, сотворчества ребёнка и взрослого, той формой обучения, которая наиболее эффективна и не требующей дополнительных стимулов угроз и поощрения.

         Исходя из вышеизложенного я строю свои занятия так, чтобы знакомство с новым материалом, усвоение, закрепление, использование уже имеющегося у ребёнка багажа знаний проходило в игровой форме.

          Занятие может состоять из игровых заданий и упражнений, а может – целиком разворачиваться в рамках одной игры. Но, как бы ни захватывал ребенка сюжет игры, какими бы интересными и увлекательными не были упражнения, педагог не должен забывать об утомляемости.

           Утомляемость дошкольника – тот фактор, который необходимо учитывать в процессе обучения. Включение в занятие различных видов гимнастик (физической, дыхательной, голосовой, пальчиковой) даёт возможность детям сменить вид деятельности, расслабиться, избежать переутомления.

           Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.

            Педагог должен обеспечить адекватное восстановление сил воспитанников. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.

Поэтому я считаю необходимым включение в занятия различных видов гимнастик (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая, а также использование элементов пескотерапии и компьютерных технологий).

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Известно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Но, кроме своей основной физиологической функции — осуществления газообмена (поглощения, из атмосферы кислорода и выделения в нее углекислоты), дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух.

Речевое дыхание дошкольников резко отличается от речевого дыхания взрослых: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Многие дети пользуются верхнегрудным дыханием, часто совершают вдох с резким поднятием плеч. Некоторые дети не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, нередко добирают воздух почти перед каждым словом.

На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных, но регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объема легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

Дыхательные упражнения не только улучшают ритмы, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, уничтожают многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т.д.

Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.

Особенно эффективны дыхательные упражнения для тех детей, кто страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

        Моторика глаз – неотъемлемый компонент всех видов познавательной деятельности, прежде всего учебной. Формирование высших психических процессов, как отмечал И.M. Сеченов, базируется на материальной основе элементарном зрительно-моторном акте. Следовательно, для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения.

        Глазо-двигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают информацию, строят сложные схемы образов, необходимые для обучения.

        Простой способ значительно улучшить память предложили ученые из университета британского города Манчестер. Они утверждают, что одновременное движение зрачками глаз из стороны в сторону в течение 30 секунд в день способствует активизации зон мозга, отвечающих за память.

         Как заявил руководитель исследования профессор Эндрю Паркер, одновременное движение зрачков глаз усиливает координацию двух полушарий мозга, причем наибольшую эффективность обеспечивает одновременное движение зрачков именно из стороны в сторону, нежели вверх и вниз.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

          Следующий вид используемых мной гимнастик – это пальчиковая гимнастика.

          Известно: мелкая моторика рук связана c развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций.

         В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

        Исследования В.М.Бехтерева, М.М.Кольцова, Л.С.Цветковой также подтверждают связь развития моторики рук с развитием мозга. Доказано влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, т.к. каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функций руки для развития психики ребенка (И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия).

          Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до нашей эры. В Японии и Китае и до настоящего времени распространены упражнения для ладоней и пальцев рук с разными по форме и структуре предметами, популярность которых объясняется оздоравливающим эффектом.

          Период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая.

         Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение. Специальные упражнения по самомассажу способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений — торможению ненужных и активизации необходимых.

          Данные электрофизиологических исследований (Л.А.Понащенко, М.И. Звонарева и др.) показывают, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Важно отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в обоих полушариях, а это служит страховкой от потери речи в случаях травм черепа, кровоизлияний в мозг и т.д.

          Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку давать только на фоне «разогретых рук».

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

        Часто для снятия напряжения у детей применяю элементы песочной терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Разработкой концепции «песочной терапии» занималась представитель юнгианской школы Д.Калфф, а игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром М.Ловенфельдом.

          Наблюдения показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. О положительном значении игр с природным материалом в развитии ребенка дошкольного возраста писали многие педагоги и философы (Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, О.Декроли, Д.Локк и др.) Важность создания условий для игр с природным материалом, тщательная разработка содержания этих игр подчеркивалась в работах известных отечественных педагогов (К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, Е.Н.Водовозова, С.Т.Шацкий, А.П.Усова).

Позднее Т.Грабенко и Т.Зинкевич – Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно–развивающими.

Использование игр и игровых упражнений с песком в логопедической работе весьма эффективно. Погружение рук в песок снимает психофизическое и мускульное напряжение, развивает тонкую моторику.

Мы применяем игры с песком при работе над дыханием, автоматизируя поставленные звуки, совершенствуя грамматический строй речи, обучая грамоте, развивая связную речь у детей.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

        Еще одним видом работы, который призван повысить мотивационную потребность ребенка в обучении, используемый мной, является компьютер.

       Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.

       Использование компьютера приводит к повышению мотивации детей к занятиям c логопедом: к адекватной оценке ребенком своих действий, к формированию сотрудничества между ребенком и взрослым, ребенок начинает воспринимать логопеда как помощника, к советам которого необходимо прислушиваться. Все это способствует формированию такой формы общения между ребенком и педагогом, которая необходима ему для обучения в школе.

         Ребенок радуется, когда «независимый» компьютерный герой «дарит» ему подарки. A логопед радуется вместе c ребенком, который постоянно стремится исправить свои ошибки,  чтобы «компьютерный друг» и взрослый похвалили его. В результате малыш просыпается утром и c нетерпеньем ждет каждого занятия.

            Такова совокупность принципов и методов моей педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, позволяют детям получать новые знания без ущерба для здоровья, а также воспитывать у детей культуру здоровья, под которой понимается не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.