Поводы для беспокойства родителей по вопросам речевого развития ребенка

 Родителям нужно начинать проявлять любопытство и овладевать знаниями о правильном речевом развитии (так называемое развитие в норме) задолго до появления малыша на свет. Очень хороши в плане фиксирования данных о развитии малыша специальные фотоальбомы, в которых любящие родители заносят все важные события (во сколько месяцев малыш научился сидеть, когда появилось первое слово, и каким оно было, и многое другое). Такие фотоальбомы существуют как в Повод для беспокойствапечатном, так и в электронном виде. Они помогут вспомнить, как проходило становление речевых процессов у ребенка.

 Но если вдруг так случилось, что Ваш ребенок был незапланированным или у родителей не было возможности узнать о том, какие реакции в каком возрасте проявляются, но в настоящее время у Вас есть желание оценить уровень развития ребенка, а при наличии проблем, и желание их исправить, нужно вспомнить как протекало раннее развитие Вашего малыша и соотнести эти сведения со следующей таблицей.

 Признаки нарушений речи

  •    К концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;
  •    к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;
  •    к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;
  •    к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
  •    к концу 9-ого месяца отсутствует лепет, и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
  •   к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
  •  к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
  •    к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
  •    к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;
  •    к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;
  •    к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;
  •    в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;

  •    в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения.

 Основания для беспокойства в период до 6 месяцев:

ребенок не реагиру­ет на звуки, не поворачивает голову в сторону взрос­лого; у него отмечаются недостаточная интонацион­ная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтенья перед кри­ком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не фор­мируется избирательное внимание к речи окружаю­щих.

 Основания для беспокойства от 7 до 10 месяцев:

отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невы­полнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.

 Основания для беспокойства 10-12 месяцев:

ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.

Основания для беспокойства от года до 3 лет:

стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не долее полуго­да после появления первых трех-пяти слов.) При по­явлении речевого подражания ребенок, как прави­ло, воспроизводит часть вместо целого слова или ис­кажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб. Ребенок не строит из накопленных слов предложе­ний. Не появляются глаголы.

Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет, нет — Я не хочу.

Не говорит о себе в первом лице (не пользуется мес­тоимением «я»).

Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

 Основания для беспокойства в дошкольном возрасте:

у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, при­знаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака пес, пачкать грязнить, смотреть глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: сахар ~ соль, холодный горячий, улыбаться хмуриться и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.