Лексическая тема «Человек»

человек

 Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: тело, туловище, голова, глаза, уши, нос, ноздри, рот, зубы, губы, язык, затылок, волосы, виски, веки, щеки, лицо, лоб, брови, ресницы, подбородок, руки, пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), локти, запястье, ладони, ногти, ноги, ступня, пятка, колени, плечи, предплечье, спина, грудь, живот, пояс, бедро, цвет, форма, величина, размер, люди, мужчина, женщина, девочка, мальчик, вкус, зрение, слух, голос, речь; прилагательных: высокий, низкий, широкий, узкий, худой, полный, толстый, длинный, тонкий, большой, маленький, левая, правая, нижняя, верхняя, детский, взрослый, карие, голубые, серые, зеленые, густые, вьющиеся, кудрявый, лопоухий, смешной, грустный, веселый, печальный, довольный, заботливый, красивый;  глаголов: стоять, лежать, ходить, слушать, слышать, думать, поднимать, опускать, поворачивать, крутить, прыгать, бегать, смотреть, нюхать, трогать, щупать, двигать, ловить, показывать, носить, дышать, чувствовать, расти.

Игры и упражнения

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

«Назови ласково» (детям от 4 лет)

 Тело — тельце                               голова — головка, головушка
рука — ручка, рученька                   нога — ножка, ноженька
палец — пальчик                             глаз — глазик, глазок
уши — ушки                                    шея — шейка
нос — носик                                    рот — ротик, роток
зуб — зубик, зубок                          губа — губка
язык — язычок                                пятка — пяточка
локоть — локоток                           плечо — плечико
спина — спинка                              живот — животик
щека — щечка                                лицо — личико
ладонь — ладошка                          голос — голосок

Образование существительных множественного числа

в именительном и родительном падежах «Один — много»


Голова — две головы — голов,                          рука — две руки — рук,
нога — две ноги — ног,                                     ступня — две ступни — ступней,
палец — два пальца — пальцев,                        глаз — два глаза — глаз,
ухо — два уха — ушей,                                      нос — два носа — носов,
 рот — два рта — ртов,                                      зуб — два зуба — зубов,
язык — два языка — языков,                             пятка — две пятки — пять пяток,
колено — два колена — колен,                          локоть — два локтя — локтей,
плечо — два плеча — плечей,                           спина — две спины — спин,
живот — два живота — животов,                       волос — два волоса — волос,
щека — две щеки — щек,                                  лицо — два лица — лиц,
лоб — два лба — лбов,                                     ноготь — два ногтя — ногтей,
ресница — две ресницы — ресниц,                    голос — два голоса — голосов.

Образование существительных множественного числа

«Назови по образцу» (детям от 4 лет)


Палец (а они?) — пальцы         плечо — плечи
рука — руки                             нога — ноги
язык — языки                          голова — головы
колено — колени                     ухо — уши
лоб — лбы                              локоть — локти
бровь — брови                        голос — голоса
ноготь — ногти                       веко — веки

Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»
головой мы (что делаем?) — думаем;
ушами ... — слушаем;
глазами ... — смотрим;
носом ... — дышим, нюхаем;
ртом ... — едим, пьем, говорим;
руками ... — берем, держим, трогаем, рисуем;
ногами ... — ходим, бегаем, прыгаем.

Классификация понятий «Четвертый лишний»

Голова, шапка, ладонь, шея (шапка);
варежки, пальцы, нога, ладонь (варежки);
нога, стопа, сапоги, колено (сапоги);
глаза, нос, рот, очки (очки).

Толкование пословиц и фразеологизмов «Когда так говорят?»

«Близок локоток, да не укусишь».
«Хоть бы одним глазком взглянуть».
«Задрать нос».
«Голову повесить».

 Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)

Большой — маленький        трудолюбивый — ленивый
низкий — высокий            глупый — умный
широкий — узкий            детский — взрослый
грустный — веселый            поднимать — опускать        
длинный — короткий            смелый — трусливый
злой — добрый                черный — белый

МИНУТКА ОТДЫХА

 Где мой пальчик?

Маша варежку надела:
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
—    Поглядите-ка, нашла!
—    Ищешь, ищешь и найдешь.
—    Здравствуй, пальчик!
Как живешь?

Пальчиковая гимнастика

"Что такое тело"

Что такое наше тело?                       хлопаем то ладошками, то кулачками

Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться,

Прыгать, бегать, баловаться…

Наши ушки звуки слышат.                    На каждую часть тела массируем

Воздухом наш носик дышит.                и загибаем один пальчик.

Ротик может рассказать.

Глазки могут увидать.

Ножки могут быстро бегать.

Ручки все умеют делать.

 

* * *

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Всё что знаем мы с тобой!

 Голова

Голова -вершина тела.

В ней полно забот и дум.

Не живёт она без тела -

В голове родится ум.

Живот

В животе желудок есть

И кишечник тоже.

Что-нибудь не то поешь —

Разболеться могут.

 Спина

Позвоночник вдоль спины,

Он её сгибает,

И поэтому спина

Гибкою бывает.

Руки

Руки могут быть такими,

Что зовутся золотыми,

Те, что всё способны делать

Очень ловко и умело.

Уши

Есть у каждого два уха,

И они даны для слуха.

Ты прислушайся вокруг,

Где тут звон? А где тут стук?

Слушай со вниманием —Полон мир звучания.

Лицо

У каждого своё лицо —

Природы в том секрет.

Красивым может быть оно,

А может быть и нет.

Пусть не досталось красоты —

Стать добрым можешь ты.

А доброта она всегда

Дороже красоты.

Нос

Дыши носом, а не ртом —

Развивай дыхание!

Носу уделяй, дружок,

Нужное внимание.

Нос водою промывай

Каждый день старательно,

Носовой платок иметь

Надо обязательно.

 Виски

Бабушка лежит весь день -

Её мучает мигрень.

Я капустные листки

Положу ей на виски.

 Подбородок

Папа бреет подбородок

Каждый день, из года в год.

У него на подбородке

Быстро борода растёт.

 Брови

Брови разные у всех:

Есть густые, словно мех,

А у нашей Риточки

Брови — словно ниточки.

 

Ресницы

Маша глазками моргала

И ресница в глаз попала.

Глаз у Машеньки слезится.

Надо вытащить ресницу.

 Загадки

 Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)

 

У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Пальцы.)

 

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза.)

 

Твои помощники — взгляни —

Десяток дружных братцев,

Как славно жить, когда они

Работы не боятся.

И, как хороший мальчик, послушен каждый... (пальчик).

 

Всегда он в работе, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим. (Язык.)

 

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб — всю добычу мою —

Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы.)

 

Зарядка

 На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся.

Ножки в стороны, ножки вкось,

Ножки вместе, ножки врозь.

Руки в стороны, в кулачок,          Дети повторяют движения

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх! Правую вверх!

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук-тук, тук-тук-тук!

Сделаем большой круг.

Мы сегодня рано встали

И зарядку делать стали.                     Шагают на месте.

Руки — вверх! Руки — вниз!

Влево — вправо повернись!

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведем и побежим кругом.

Руки вверх, в кулачок,

Разжать, на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжать, на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разжать, на бочок.



Печатный материал для закрепления темы - есть здесь;

Если нравятся статьи - не забывайте делиться (кнопочки ниже) и оставлять комментарии!