Лексическая тема "Обувь"

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: обувь, ботинки, туфли, сапоги, тапки, валенки, сандалии, каблук, подошва, шнурок, язычок, носок, пятка, задник, застёжка, ремешок; прилагательных: удобная, новая, старая, кожаная, замшевая, войлочная и т.п.; глаголов: обувать, снимать, чистить, мыть.

лексическая тема обувь

 

 Игры и упражнения


«Назови свою обувь»
зимнюю: сапоги, …;
летнюю: сандалии, …,
осеннюю ботинки, …
 
Игра с мячом «Один – много»
тУфля - туфли                     много туфлей
кроссовок - кроссовки    много кроссовок
ботинок -  ботинки       много ботинок
сапог - сапоги    много сапог
 
«Исправь ошибки Незнайки»
Моя сапоги, мой шапка, моё перчатки, мои шарф.
 
«Назови,  какие эти предметы»
сапоги из кожи – кожаные сапоги
сланцы из резины  -
валенки из войлока -
туфли из замши -

«Посчитаем парами»
одна пара сапог, две пары сапог … пять пар …
одна пара туфлей, две пары … пять пар…
одна пара перчаток, две пары … пять пар …
 
«Чего не стало» (игра с картинками, запоминаем все предметы обуви, затем одну картинку закрываем) – игра развивает зрительное внимание, память.
    
«Скажи наоборот»
взрослая обувь  - (детская обувь)        большие сапоги  -
чистые туфли -                    новые кроссовки -
мокрые ботинки -
 
Выучите с ребёнком загадку:  
Отгадай загадку, кто мы?
В ясный день сидим мы дома,
Если дождь, у нас работа –
Топать, шлёпать по болотам.    (Сапоги)

Назовите и покажите вместе с ребёнком части обуви:
Пятка, носок, стелька, подошва, язычок, застёжка, голенище, каблук, задник.



Пальчиковая гимнастика


Работа над темпом и ритмом речи


Подсчитаем в первый раз,                                       Попеременные хлопки ладонями
Сколько обуви у нас.                                                 и удары кулачками по столу.
Туфли, тапочки, сапожки                                        На каждое название обуви
Для Наташки и Сережки,                                        загибают по одному пальчику,
Да ещё ботинки                                                          начиная с большого.
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.


Новые кроссовки


Как у нашей кошки                                                   Загибают на обеих руках
На ногах сапожки.                                                     пальчики по одному,
Как у нашей свинки                                                   начиная с большого.
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка -
Новые кроссовки.
Вот так,                                                                   "Шагают" по столу указательным
Вот так,                                                                    и средним пальцами обеих рук
Новые кроссовки.


Ботинки



Всюду, всюду мы вдвоем                                Средний и указательный пальчики
Неразлучные идем.                                        "шагают" по столу.
Мы гуляем по лугам,                                       Дети загибают по одному пальчику,
По зеленым берегам,                                      начиная с большого.
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать.                              Укладывают ладони на стол.



Координация речи и движения


Тапки


Это тапки для для Антошки,     По два раза ритмично топнуть     
    каждой ногой
Чтобы в них не мерзли ножки.    Четыре прыжка на месте
Топ-топ-топотушки,    По два раза ритмично топнуть
    каждой ногой
Что за тапки? Как игрушки!    Левую ногу на носок, а затем на пятку.
    То же правой ногой


Ботиночки


Вот ботинки для Маринки,     По два раза ритмично топнуть
    каждой ногой
Не ботинки, а картинки.     Четыре прыжка на месте
Чтобы в них гулять ходить,     Идут по кругу друг за другом
Бегать, прыгать и шалить.     Бегут по кругу друг за другом,
    два прыжка, два притопа.



Выучите с ребёнком стихотворения об обуви, закрепляя правильное произношение поставленных звуков.



«Вот какая обувь»


Обувь носим на ногах.    
Ходим часто в сапогах,
Если снежно и бело,
И дождем все залило.
Летом носим мы сандалии,            
Чтобы ноги не устали.
Туфли в праздник примеряем     
И на утренник шагаем.
В чешках ходим мы на танцы,
Чтобы делать реверансы.
А в кроссовках ловко скачем
И гоняем круглый мячик.
Обувь разная нужна.
Обувь всякая важна.


    
 
Ботинок (звуки с, з, ш)


Попросила мама сына:
- Зашнуруй-ка свой ботинок:
Раз-два — вправо,
Раз-два — влево!
— Он не хочет шнуроваться, —
Митя думал оправдаться.
И чтоб это доказать,
Узелочки стал вязать:
Раз-два — справа,
Раз-два — слева.
— Вот! Мешают узелочки
Мне продергивать шнурочки!
О. Чернорицкая



Мэри (звуки ш, рь)


У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал ее правый башмак.
В одном она скачет
И жалобно плачет,
Нельзя без другого никак!
Но, милая Мэри,
Не плачь о потере.
Ботинок для правой ноги
Сошьем тебе новый
Иль купим готовый,
Да только смотри – береги!
Английская песенка


            
              * * * (звуки с, з, ш, ч)


На сафьяновых сапожках
Золоченые застежки,
И задорный каблучок
Отбивает - чок, чок, чок!
Ох, сапожки хороши,
Так и просят - попляши!
Е. Стеквашова



Поединок со шнурком (звуки  з, ш)


Ко мне братишка привязывается,
Шнурок у него не завязывается.
Шнурок на ботинке завязываю,
Завязываю и показываю, показываю и рассказываю.
Рассказываю, как завязываю.
Завязываю и развязываю,
Развязываю и завязываю…
И я научился не сразу ведь
Завязывать и развязывать…
Ш. Галлиев



Сапоги с характером (звуки к, г, с, л)


В углу стояли сапоги
С большой-большой ноги.
Один на правый бок прилег,
Другой – на левый бок.
Спокойно спал один сапог,
Другой – уснуть не мог:
Урчал и шевелился,
Метался и крутился.
Устал, мяукнул тонко
И –  выпустил котенка!
В. Азбукин



Странные сапоги (звуки с, л)


Ну и сапоги у Славы!
Один – левый. Другой – правый.
Но левый – на правой,
А правый – на левой.
Объясни скорее, Слава,
Что же это с ними стало?
Что стряслось?
- Сапоги поссорились,
вот и смотрят врозь.
А. Пысин



Считалка с башмачком (звуки с, з, ч)


Раз! Два! Три! Четыре!
По дорожке я скачу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Башмачок скакать учу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Обломился каблучок.
Раз! Два! Три! Четыре!
Заблудился башмачок.
М. Яснов



            * * * (звуки с, ч, рь, р)


У маленькой Мариночки
Скрипучие ботиночки:
Скрип-скрип,
Скрип-скрип.
Ботиночки скрипучие,
Самые лучшие.
Скрип-скрип,
Скрип-скрип.
Соседи все встревожены.
Терпеть не расположены.
Скрип-скрип,
Скрип-скрип.
Однако делать нечего,
И слушают до вечера:
Скрип-скрип,
Скрип-скрип.
Пора уж спать Мариночке,
Сняла она ботиночки –
И прекратился скрип.
А. Бродский



Шнурки (звуки с, з, ш, р)


Не ботинки я шнурую,
А шнурки я дрессирую,
Чтоб из рук не вырывались,
Надо мной не измывались,
А завязывались ловко,
Как велит им дрессировка,
А держали бы башмак
Крепко-накрепко.
Вот так!
М. Пластов