ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Посуда»
Обогащаем и активизируем словарный запас по теме. Закрепляем знание существительных: кастрюля, сковорода, тарелка, чайник, блюдце, чашка, стакан, ложка, нож, вилка, кофейник, половник, салатница, конфетчица, сахарница, солонка, дуршлаг, носик, ручка, крышка, стенка, дно; прилагательных: новая, удобная, чистая, высокий, низкий, мелкая, глубокая, деревянная, фарфоровая, керамическая, глиняная, острый, железный, кухонная, столовая; глаголов: варить, жарить, чистить, резать, разбивать, мыть, готовить, мыть, сполоснуть, вытирать, накрывать на стол, перелить, разлить.
Игры и упражнения
«Скажи ласково»: Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Например: миска — мисочка и т.д. (все предметы по теме)
«Один – много»: Образование единственного и множественного числа существительных именительного и родительного падежей.Например: кофейник — кофейники — кофейников и т.д. (все предметы по теме)
«Один – одна»: подобрать к предметам числительные «один» или «одна». Сколько? Одна кастрюля, один чайник и т.д.
«Что лишнее и почему?»
Кастрюля, ложка, суп, тарелка.
Нож, вилка, сковорода, мясо.
Кастрюля, стол, сковорода, чайник
«Из чего сделали?» Образование прилагательных от существительных.
Например: сковорода из чугуна — ... ,
чашка из фарфора — ... , солонка из дерева — ... ,
хлебница из железа — ... , стакан из стекла —....
ведёрко из серебра —.... вилки из металла —....
«Сосчитай до 5» Согласование числительных с существительными.
Один стакан, два …, три …, четыре …, пять …
Одна миска, две …, три …, четыре …, пять …
Одно ведро, два …, три …, четыре …, пять …
«Жадина» Согласование существительных с притяжательными местоимениями моя, мое, моя, мои.
«Где живут продукты?»
сахар живёт в сахарнице соль живёт в (солонке)
сухари живут в … масло живёт в …
перец живёт в … чай живёт в (чайнике)
селёдка живёт в … кофе живёт в …
салат живёт в ... конфеты живут в …
«Объясни, что делает этот предмет?»
мясорубка – рубит мясо самовар - …
овощерезка - … хлеборезка - …
соковыжималка - … яйцерезка - …
«У какого предмета посуды есть это?»
Носик есть у … Дырочки есть у …
Крышка есть у … Одна ручка есть у …
Две ручки есть у … Лезвие есть у …
Четыре зуба есть у …
Отгадай загадку, нарисуй отгадку:
«Из горячего колодца через нос водица льётся»
Выучите с ребёнком стихотворение о посуде. Выполните с ним пальчиковую гимнастику.
Мы с мамой в магазине посуду покупали,
Тарелки, блюдца, чашки и ложки выбирали.
Красивую кастрюлю, молочник и солонку,
Набор ножей и вилок, шумовку и масленку.
«Помощники»
Раз, два, три, четыре, Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, Снова загибаем пальчики.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно
Стихотворения для автоматизации поставленных звуков
Обедать (звуки ш, л, р, )
Рая, Машенька и Женька,
Мойте руки хорошенько.
Не жалейте мыла!
Я уж стол накрыла.
Всем поставила приборы,
Всем салфетки раздала.
Прекращайте разговоры –
Я вам супу налила.
Ножик, вилку или ложку
Не держите в кулаке.
Не кормите тут же кошку:
Плошка кошки - в уголке.
Хлеб в солонку не макайте
И друг дружку не толкайте.
На второе будет рыба,
А на сладкое компот.
Пообедали? Ну вот!
Что должны сказать?
- Спасибо!
Помощники (звуки с, ч, ш, л, р)
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
* * * (звуки л, ль, р, рь)
Взял Валерка тарелку,
Взял Валерка поднос.
Мне Валерка тарелку
На подносе принес.
Сахарница (звуки с, ц, р)
Сахарница, сахарница –
Крендельками ручки!
Мы за эту сахарницу
Получили взбучку.
Жалко, что у сахарницы
Ручка отвалилась.
Но зато из сахарницы
Чашка получилась!
И. Шевчук
Чаепитие (звуки ч, ш, с)
На часок мы зашли
К Черепашке.
Нам хозяйка подала
Чайник, чашки.
Поползла потом
К соседке за чаем.
Два часа мы сидим,
Ожидаем.
Чашка заболела (звуки ч, л)
Вот какое дело:
Чашка заболела!
Со стола упала -
Ручка отлетела.
Посуда (звуки с, л, р)
Стеклянный стакан, сковородка, кастрюля,
Столовый сервиз, красивый поднос,
Солонка, маслёнка — всё это посуда.
И мисочка с супом, что любит Барбос.
Собака съест суп и хвостом завиляет,
А после обеда с миской играет.
Посуда (звуки ч, ш, р)
Чайник с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
В дырочку пар идет.
Дырочка на шишечке,
Шишечка на крышечке,
А крышечка на чайничке.
Машина каша (звуки ш, с, л, р)
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала.
* * * (звуки с, л, ль)
Я на коврике сидел
И кастрюлями гремел.
Прибежали мама с папой,
Дядя Федя с тетей Капой,
Все кастрюли отобрали,
Но они не ожидали
Что припрятал я в углу
Сковородку и пилу.
Для чего нужна посуда (звуки с, ль, р)
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей.
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами.
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда.
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд –
Варят, жарят и пекут!
Чайник (звуки ч, л, с)
Чайник, будто белый слон
Длинный хобот поднял он
Наклонили мы слона –
Вот и чашечка полна!
Вилка (звуки л, ль, с)
Вот, знакомьтесь, перед вами –
Вилка с длинными зубами.
Ей яичницу едят,
Мясо, овощи, салат.
С вилкой будьте осторожны,
Ей пораниться несложно.
Нож столовый – вилке брат
Он всегда помочь ей рад.
Посуда (звуки к, с, л, рь)
Девочка Иринка порядок наводила.
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
Помощник (звуки с, ш, к, л)
Посуду моет наш Антошка.
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран.
Если нравятся статьи - не забывайте делиться (кнопочки ниже) и оставлять комментарии!