ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА   «Посуда»

Обогащаем и активизируем словарный запас по теме. Закрепляем знание существительных: кастрюля, сковорода, тарелка, чайник, блюдце, чашка, стакан, ложка, нож, вилка, кофейник, половник, салатница, конфетчица, сахарница, солонка, дуршлаг, носик, ручка, крышка, стенка, дно; прилагательных: новая, удобная, чистая, высокий, низкий, мелкая, глубокая, деревянная, фарфоровая, керамическая, глиняная, острый, железный, кухонная, столовая; глаголов: варить, жарить, чистить, резать,   разбивать, мыть, готовить, мыть, сполоснуть, вытирать, накрывать на стол, перелить, разлить.

Игры и упражнения

«Скажи ласково»: Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Например: миска — мисочка и т.д. (все предметы по теме)

«Один – много»: Образование единственного и множественного числа существительных именительного и родительного падежей.Например: кофейник — кофейники — кофейников и т.д. (все предметы по теме)игра - посуда

«Один – одна»:   подобрать к предметам числительные «один» или «одна». Сколько?  Одна кастрюля, один чайник и т.д.

«Что лишнее и почему?»

Кастрюля,  ложка,  суп,  тарелка.

Нож, вилка,  сковорода, мясо.   

Кастрюля, стол, сковорода, чайник

«Из чего сделали?» Образование прилагательных от существительных.

Например: сковорода из чугуна — ... ,

чашка из фарфора — ... , солонка из дерева — ... ,

хлебница из железа — ... ,  стакан из стекла —....

ведёрко из серебра  —....  вилки из металла   —....

«Сосчитай до 5» Согласование числительных с существительными.

Один стакан, два …, три …,  четыре …,  пять …

Одна миска, две …, три …, четыре …, пять …

Одно ведро, два …, три …, четыре …, пять …

 «Жадина» Согласование существительных с притяжательными местоимениями моя, мое, моя, мои.

«Где живут продукты?»

сахар живёт в сахарнице      соль живёт в (солонке)

сухари живут в …                 масло живёт в …

перец живёт в …                  чай живёт в  (чайнике)

селёдка живёт в …               кофе живёт в …

салат живёт в ...                  конфеты живут в …

«Объясни, что делает этот предмет?»

мясорубка – рубит мясо         самовар - …

овощерезка - …                     хлеборезка - …

соковыжималка - …               яйцерезка - …

«У какого предмета посуды есть это?»

Носик есть у …  Дырочки есть у …     

Крышка есть у … Одна ручка есть у …

Две ручки есть у … Лезвие есть у …

Четыре  зуба есть у …

 

Отгадай загадку, нарисуй отгадку:

«Из горячего колодца через нос водица льётся»

 

Выучите с ребёнком стихотворение о посуде. Выполните с ним пальчиковую гимнастику.

Мы с мамой в магазине посуду покупали,

Тарелки, блюдца, чашки и ложки выбирали.

Красивую кастрюлю, молочник и солонку,

Набор ножей и вилок, шумовку и масленку.

 

 

Стихотворения для автоматизации поставленных звуков

 Обедать (звуки ш, л, р, )

Рая, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько.

Не жалейте мыла!             

Я уж стол накрыла.         

Всем поставила приборы,

Всем салфетки раздала.  

Прекращайте разговоры –

Я вам супу налила.

Ножик, вилку или ложку                  

Не держите в кулаке.                   

Не кормите тут же кошку:

Плошка кошки - в уголке.

Хлеб в солонку не макайте

И друг дружку не толкайте.

На второе будет рыба,

А на сладкое компот.

Пообедали? Ну вот!

Что должны сказать?

- Спасибо!

 

 Помощники    (звуки с, ч, ш, л, р)

Раз, два, три, четыре,  

Мы посуду перемыли:                                 

Чайник, чашку, ковшик, ложку                     

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                                   

Только чашку мы разбили,                          

Ковшик тоже развалился,                                

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,                    

Так мы маме помогали.                              

 

*  *  * (звуки л, ль, р, рь)

Взял Валерка тарелку, 

Взял Валерка поднос.

Мне Валерка тарелку

На подносе принес.

 

Сахарница (звуки с, ц, р)

Сахарница, сахарница –

Крендельками ручки!

Мы за эту сахарницу

Получили взбучку.

Жалко, что у сахарницы

Ручка отвалилась.

Но зато из сахарницы

Чашка получилась!

И. Шевчук

 

Чаепитие (звуки ч, ш, с)

На часок мы зашли

К  Черепашке.

Нам хозяйка подала 

Чайник, чашки.

Поползла потом

К соседке за чаем.

Два часа мы сидим,

Ожидаем.

 

Чашка заболела  (звуки ч,  л)

Вот какое дело:

Чашка заболела!

Со стола упала -

Ручка отлетела.

 

Посуда (звуки с, л, р)

Стеклянный стакан, сковородка, кастрюля,

Столовый сервиз, красивый поднос, 

Солонка, маслёнка — всё это посуда. 

И мисочка с супом, что любит Барбос.

Собака съест суп и хвостом завиляет, 

А после обеда с миской играет.

 

        Посуда (звуки ч, ш, р)

Чайник с крышечкой,

Крышечка с шишечкой,

Шишечка с дырочкой,

В дырочку пар идет.

Дырочка на шишечке,

Шишечка на крышечке,

А крышечка на чайничке.

 

Машина каша (звуки  ш, с, л, р)

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

 

* * * (звуки с, л, ль)

Я на коврике сидел

И кастрюлями гремел.

Прибежали мама с папой,

Дядя Федя с тетей Капой,

Все кастрюли отобрали,

Но они не ожидали

Что припрятал я в углу

Сковородку и пилу.

 

Для чего нужна посуда (звуки с, ль, р)

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей.

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами.

Пили воду бы в реке

Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда.

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд – 

Варят, жарят и пекут!

 

Чайник (звуки ч, л, с)

Чайник, будто белый слон

Длинный хобот поднял он

Наклонили мы слона – 

Вот и чашечка полна!

 

         Вилка (звуки л, ль, с)

Вот, знакомьтесь, перед вами – 

Вилка с длинными зубами.

Ей яичницу едят,

Мясо, овощи, салат.

С вилкой будьте осторожны,

Ей пораниться несложно.

Нож столовый – вилке брат

Он всегда помочь ей рад.

 

Посуда (звуки к, с, л, рь)

Девочка Иринка порядок наводила.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

 

Помощник (звуки  с, ш, к, л)

Посуду моет наш Антошка.

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

И закрыл покрепче кран.