ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ТРАНСПОРТ»

Расширяем словарный запас детей, учим использовать в речи существительные: автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, электричка, поезд, самолет, вертолет, ракета, корабль, катер, лодка, шлюпка, пароход, теплоход, яхта, телега, кабина, кузов, салон, сиденье, поручни, колеса, руль, корпус, мотор, двери, фары, вагон, прицеп, трап, хвост, нос, корма, борт, якорь, винт, парус, палуба, трюм, рубка, бензин, топливо, электричество, шоссе, дорога, рельсы, светофор, аэропорт, пристань, остановка, аэродром, порт; прилагательные: легковой, грузовой, пассажирский, городской, международный, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный; глаголы: едет, мчится, взлетает, летит, приземляется, садится, отходит, отчаливает, отплывает, поворачивает, останавливается, ждет, выходит, тормозит, сигналит.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Игра с мячом «Один много»

Автобус — автобусы — автобусов

грузовик  —           поезд —        машина —                                    лексическая тема -транспорт

троллейбус —        лодка —

электричка —         колесо —

самолет —              пилот —

корабль —              телега —

«Скажи наоборот»:

отъехал — подъехал

вылетел — залетел

въехал — съехал

взлетел — приземлился

выехал — заехал

укатил — прикатил

улетел — прилетел

уплыл — приплыл

заплыл — выплыл

«Подбери признак»

Машина (какая?) – быстрая, гоночная, новая, старая, легковая, грузовая, темно-синяя и т. д.;

Автобус – быстрый, большой, блестящий, разноцветный…;

троллейбус -…,                           корабль - …,

самолет - …,                               поезд - …

«Подобрать действия к предметам»

Поезд (что делает?) - …

самолет (что делает?) - …

пароход (что делает?) - ….

«Назови, какой, какая, какое?» (детям от 5 лет)

Шина из резины – кабина из железа -

руль из пластмассы - сиденье из кожи -

кузов из дерева - фургон из брезента –

«Скажи правильно»:

машина (ехать);                троллейбус (идти);

самолет (лететь);              автобус (сигналить);

корабль (плыть);               трамвай (звенеть).

поезд (гудеть);

«Составь слово из 2 слов»

Машина, которая убирает мусор (мусороуборочная)

Машина, которая грузы возит (грузовая)

«Сосчитай до 5» (ракета, трамвай, колесо)

Один автобус, два автобуса, ……, пять автобусов

 

Пальчиковая гимнастика 

Автобус, троллейбус, машина, трамвай – 

О них ты на улице не забывай.                                 (Соединение пальцев по очереди с большим) 

В морях – корабли, ледоколы, суда,                          (То же пальцами другой руки) 

Они очень редко заходят сюда

 

Тексты для чтения и запоминания

ПАРОВОЗ

- Паровоз, паровоз,

Что в подарок нам привез?

- Я привез цветные книжки.

Пусть читают ребятишки!

Я привез карандаши,

Пусть рисуют малыши.

ЖИЛ НА СВЕТЕ САМОСВАЛ

Жил на свете самосвал,

Он на стройке побывал,

Подкатил с утра к воротам.

Сторожа спросили: - Кто там?

Самосвал ответил так:

- Я привез отличный шлак.

Молодчина самосвал,

Где он только не бывал!

Он кирпич возил и гравий,

Но, увы, застрял в канаве!

Буксовал он, буксовал.

Еле вылез самосвал.

Говорит: - Меня не троньте,

Я сегодня на ремонте.

У меня помята рама!

- Алексей! – сказала мама.-

Ты успел в канаву влезть?

Дело в том, что самосвалом

Был Алеша, славный малый.

Сколько лет ему? Лет шесть.

Самосвал сигналит громко:

- У меня сейчас поломка,

Но с утра я снова в путь.

- Хорошо, - сказала мама, -

Но пока Алешей будь!

Молока попьешь, и спать!

Что ж, пришлось Алешей стать.

Где Алеша? Спит уже.

Дома спит, не в гараже.

Пальчиковая гимнастика

Ракеты летают, Подушечки одноименных пальцев рук сомкнуть. Ладошки немного округлить; движение сомкнутых рук вверх
Плывут корабли, Соединить руки соприкасаясь краями ладоней и мизинцев – «лодочка»; двигать руками из стороны в сторону.
И едут по трассе грузовики. Руки перед собой, согнуть в локтях, пальцы сжать в кулачки, имитировать управление рулем.
В метро под землей
Электрички гудят.
Соединять последовательно пальцы обеих рук с большими.
По кругу спешат Соединить руки, развести их в стороны, описывая круг.
То вперед, то назад. Руки согнуть в локтях перед грудью, двигать руками вперед, затем назад.

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

Теплоход

От зеленого причала Шаг вперед, руки опущены
Оттолкнулся теплоход  
Раз, два - Два шага назад
Он назад шагнул сначала.  
А потом шагнул вперед - Два шага вперед
Раз, два -  
И поплыл, поплыл по речке Руки вытянуты вперед и сомкнуты – это нос теплохода; движения по кругу мелкими шажками.
Набирая полный ход