ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "Одежда"

Обогащаем и активизируем словарный запас ребенка, знакомим его с существительнымикожа, мех, шерсть, хлопок; одежда, шуба, пальто, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки, шорты, костюм, юбка, платье, носки, колготки, перчатки, варежки, шарф, комбинезон; рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, молния, кнопки, манжеты; подошва, каблук, шнурки, язычок; с глаголами: носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, зашнуровывать, покупать, носить; с прилагательными: шелковый, шерстяной, кожаные, меховое, вязанная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, верхняя, нижняя, сезонная…

 лексическая тема

Игровое упражнение «Что я загадала?» - она меховая….. (шуба), он непромокаемый …. (плащ), они шерстяные …… (носки) и т.д.

 

Игра с мячом «Какая? Какое? Какой? Какие?»

платье из шелка – шелковое,                      пальто из драпа — …

шуба из меха – …                                        сарафан из ситца — …

перчатки их кожи — …                              свитер из шерсти - ….

 

Игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например, 

платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное. 

Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков. 

 

Игра «Что из чего?». Образование относительных прилагательных.

- У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.

- Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.

- Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.

- Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.

- Сапоги из резины (какие?) – резиновые.

- Пальто из драпа (какое?) – драповое.

- Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.

 

Игра «Один - много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например, 

- У мамы одно платье, а у Тани много платьев.

- У мамы одна юбка, а у Тани много юбок...

 

Игра «Два – две»»

Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:

- О чём можно сказать два? 

- Два платья, два пальто, два плаща…

- О чём можно сказать две?

- Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

 

Игра «Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.

Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.

 

Упражнение "Назови и покажи" (закрепляем названия частей одежды):

рубашка – рукав, карман, манжет, воротник, петли; 

 

Упражнение «Скажи ласково»

Шуба – шубка                       пальто -                     куртка -

Пиджак -                                блуза -                       рубашка -

Футболка -                            майка -                       брюки -

Шорты -                                костюм -                    юбка -

Платье -                                 носки -                      колготки -

перчатки -                             варежки -                   шарф -

комбинезон -                        рукав -                        карман - 

 

Игра «Назови ласково» (для детей старше 5 лет)

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.

Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например, 

- У мамы платье, а у Тани … платьице.

- У мамы кофта, а у Тани … .

- У мамы брюки, а у Тани … .

- У мамы куртка, а у Тани … 

 

«Посчитай от одного до пяти»: (голосом выделяем окончания у существительных)

Одна рубашка, две …, три…, четыре …, пять …;

одно платье, два …,  три …,  четыре …, пять …;

один шарф,  два …,  три …,  четыре …,  пять ….

  Упражнения для развития навыков звукового анализа

Упражнение "Назови первый звук в слове"

Упражнение "Какой звук в слове последний?"

Упражнение "В каком слове есть звук О (А, И, У, Т, С и т.д)?)

Подвижные игры

Платье

Это платье для Наташки —      Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.

Красные горошки.                    Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

А на платье два кармашка,       «Рисуют» на животике два кармашка.

Спрячем в них ладошки.           Прикладывают обе ладошки к животику.

 

Пальчиковая гимнастика для детей средних групп

Я перчатку надеваю

Я перчатку надеваю,                  Дети поглаживают по очереди одной

Я в нее не попадаю.                   рукой другую, как будто надевают перчатку.

Сосчитайте-ка, ребятки,             Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Сколько пальцев у перчатки. 

Начинаем вслух считать:        

«Раз, два, три, четыре, пять».     Загибают пальчики на обеих руках,

начиная с больших.

 

Пальчиковая гимнастика для детей старших групп

Гномики-прачки

Жили-были в домике                        Сжимают и разжимают кулачки.

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.          Загибают пальчики, начиная с больших.

Раз, два, три, четыре, пять,             Разгибают пальчики, начиная с больших.

Стали гномики стирать:                   Трут кулачки друг о друга.

Токи — рубашки,                            Загибают пальчики, начиная с больших.

Пики — платочки,

Лики — штанишки,

Чики — носочки.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

Пальчиковая гимнастика для детей подготовительных групп

«Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять –                На каждое слово соединяем пальцы (указательный,

Вещи будем мы стирать.                      средний, безымянный, мизинец) с большим пальцем одной руки.

Платье, брюки и носочки,                    То же с пальцами другой руки.

Юбку, кофточку, платочки,

Шарф и шапку не забудем –                То же самое с двумя руками одновременно.

Их стирать мы тоже будем.

 Загадки про одежду

Вы внимательны, как прежде,

И загадки про одежду

Сразу отгадаете, потому что знаете:

В чем гулять, а в чем играть,

В чем укладываться спать,

Что зимой надеть, что летом -

В этом нет для вас секрета,

Только время не теряйте -

Поскорее отгадайте!

 

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.                        (Варежки)

 

По дороге я шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл.                                  (Колготки, брюки)

 

Яркая, короткая

Тканая бородка

По рубашке бежит –

На груди лежит.                                 (Галстук)

 

Что сейчас наденем смело, 

Чтоб горло не болело?                      (Шарф)

 

Чтобы ушки не замерзли, 

Голова в тепле была,

Натянуть ее нам нужно

До затылка и до лба?                      (Шапка)

 

Черна, а не земля,

Пушиста, а не снег,

Греет, а не печка.                      (Шуба)

 

Я как зонт - не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою,

Ну, так что же я такое?                (Плащ)

 

   Стихотворения для автоматизации в речи звуков

Пижама ( звуки Ж, Л)

Жёлтую пижаму 

Мама мне купила.

А на ней жирафы, 

Ежи и крокодилы. 

Жирафы шею тянут — 

Вот-вот листок достанут. 

Будут листики жевать —

Как же мне в пижаме спать?

 

Брюки (звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ)

Брюки из вельвета 

Голубого цвета.

Есть карманы, поясок, 

Сверху модный ремешок.

Ой, как Петя извозился — 

Два часа в песке трудился! 

О вельветовые брюки 

Часто вытирал он руки.

 

Юбка (звуки С, Ш, Ж)

Юбка расклешенная, 

Клеточка зелёная.

Катя шепчет: — Наряжусь 

И в новой юбке покружусь.

 

Платье (звуки Л, Р)

Платьице у Кати — 

Просто загляденье. 

Сколько проявила 

Бабушка уменья!

Есть на новом платье 

Бантики и рюшки. 

Как его увидят, 

Ахнут все подружки. 

Ситцевое платье — 

Не бывает лучше. 

Бабушка довольна: 

Угодила внучке.  

 

* * *

Брюки — мальчикам нужны,

С ними мальчики дружны,

И зимой, и осенью

Ежедневно носят их.

 

Для Антошки и Аркашки

Сшили новые рубашки,

Оба рады от души —

Так рубашки хороши.

 

Мама, бабушка, смотрите:

Подарил мне папа свитер,

Чтоб носить его всегда

И не мерзнуть в холода.

 

Мамы, папы и ребятки

Носят осенью перчатки,         (замените слова «осенью» на «и зимой»)

Чтобы пальчики не стыли,

Ручки тепленькими были.

 

Куртка — теплая одежда.

В куртках Таня и Олежек

В октябре и ноябре,                 (можно заменить на «в декабре и январе»

Когда сыро на дворе.                «не замерзнешь во дворе»)

 

Шапка с шарфиком сейчас

Нам подходят в самый раз,

Чтоб случайно не простыть

И здоровенькими быть.

 

Шуба курточки теплей,

И зимой уютно в ней,

В воротник упрятать нос

Может даже дед Мороз.

 

Безрукавка — мой жилетик,

Безрукавки любят дети:

В них и вечером, и утром

Всем приятно и уютно.

 

А вот это — варежки

Для тебя и Ванюшки.

Носят варежки зимой,

Когда ветер ледяной.

 

Одевальная песенка

Мы на пухлые ручонки,

Надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова:

Ручка – раз, и ручка – два!

Застегнем застежки

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки,

Разные заклепочки.

На мою малышку

Наденем мы штанишки.

Повторяй за мной слова:

Ножка – раз, и ножка – два!

А теперь на ножки –

Носочки и сапожки!

Повторяй за мной слова:

Ножка – раз, и ножка – два!

Хоть устали одеваться,

Но не будем возмущаться!

Что осталось – голова?

Вот и шапочка – раз, два!

Надо маму одевать

И скорей идти гулять!

Если нравятся статьи - не забывайте делиться (кнопочки ниже) и оставлять комментарии!