ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "Одежда"
Обогащаем и активизируем словарный запас ребенка, знакомим его с существительными: кожа, мех, шерсть, хлопок; одежда, шуба, пальто, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки, шорты, костюм, юбка, платье, носки, колготки, перчатки, варежки, шарф, комбинезон; рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, молния, кнопки, манжеты; подошва, каблук, шнурки, язычок; с глаголами: носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, зашнуровывать, покупать, носить; с прилагательными: шелковый, шерстяной, кожаные, меховое, вязанная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, верхняя, нижняя, сезонная…
Игровое упражнение «Что я загадала?» - она меховая….. (шуба), он непромокаемый …. (плащ), они шерстяные …… (носки) и т.д.
Игра с мячом «Какая? Какое? Какой? Какие?»
платье из шелка – шелковое, пальто из драпа — …
шуба из меха – … сарафан из ситца — …
перчатки их кожи — … свитер из шерсти - ….
Игра «Подбери признак»
Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.
Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,
платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.
Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.
Игра «Что из чего?». Образование относительных прилагательных.
- У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
- Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.
- Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.
- Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.
- Сапоги из резины (какие?) – резиновые.
- Пальто из драпа (какое?) – драповое.
- Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.
Игра «Один - много»
Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,
- У мамы одно платье, а у Тани много платьев.
- У мамы одна юбка, а у Тани много юбок...
Игра «Два – две»»
Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:
- О чём можно сказать два?
- Два платья, два пальто, два плаща…
- О чём можно сказать две?
- Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…
Игра «Считай и называй»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.
Упражнение "Назови и покажи" (закрепляем названия частей одежды):
рубашка – рукав, карман, манжет, воротник, петли;
Упражнение «Скажи ласково»
Шуба – шубка пальто - куртка -
Пиджак - блуза - рубашка -
Футболка - майка - брюки -
Шорты - костюм - юбка -
Платье - носки - колготки -
перчатки - варежки - шарф -
комбинезон - рукав - карман -
Игра «Назови ласково» (для детей старше 5 лет)
Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например,
- У мамы платье, а у Тани … платьице.
- У мамы кофта, а у Тани … .
- У мамы брюки, а у Тани … .
- У мамы куртка, а у Тани …
«Посчитай от одного до пяти»: (голосом выделяем окончания у существительных)
Одна рубашка, две …, три…, четыре …, пять …;
одно платье, два …, три …, четыре …, пять …;
один шарф, два …, три …, четыре …, пять ….
Упражнения для развития навыков звукового анализа
Упражнение "Назови первый звук в слове"
Упражнение "Какой звук в слове последний?"
Упражнение "В каком слове есть звук О (А, И, У, Т, С и т.д)?)
Подвижные игры
Платье
Это платье для Наташки — Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.
Красные горошки. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.
А на платье два кармашка, «Рисуют» на животике два кармашка.
Спрячем в них ладошки. Прикладывают обе ладошки к животику.
Пальчиковая гимнастика для детей средних групп
Я перчатку надеваю
Я перчатку надеваю, Дети поглаживают по очереди одной
Я в нее не попадаю. рукой другую, как будто надевают перчатку.
Сосчитайте-ка, ребятки, Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
«Раз, два, три, четыре, пять». Загибают пальчики на обеих руках,
начиная с больших.
Пальчиковая гимнастика для детей старших групп
Гномики-прачки
Жили-были в домике Сжимают и разжимают кулачки.
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Загибают пальчики, начиная с больших.
Раз, два, три, четыре, пять, Разгибают пальчики, начиная с больших.
Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга.
Токи — рубашки, Загибают пальчики, начиная с больших.
Пики — платочки,
Лики — штанишки,
Чики — носочки.
Мики умница был,
Всем водичку носил.
Пальчиковая гимнастика для детей подготовительных групп
«Одежда»
Раз, два, три, четыре, пять – На каждое слово соединяем пальцы (указательный,
Вещи будем мы стирать. средний, безымянный, мизинец) с большим пальцем одной руки.
Платье, брюки и носочки, То же с пальцами другой руки.
Юбку, кофточку, платочки,
Шарф и шапку не забудем – То же самое с двумя руками одновременно.
Их стирать мы тоже будем.
Загадки про одежду
Вы внимательны, как прежде,
И загадки про одежду
Сразу отгадаете, потому что знаете:
В чем гулять, а в чем играть,
В чем укладываться спать,
Что зимой надеть, что летом -
В этом нет для вас секрета,
Только время не теряйте -
Поскорее отгадайте!
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежки)
По дороге я шёл,
Две дороги нашёл,
По обеим пошёл. (Колготки, брюки)
Яркая, короткая
Тканая бородка
По рубашке бежит –
На груди лежит. (Галстук)
Что сейчас наденем смело,
Чтоб горло не болело? (Шарф)
Чтобы ушки не замерзли,
Голова в тепле была,
Натянуть ее нам нужно
До затылка и до лба? (Шапка)
Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка. (Шуба)
Я как зонт - не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое? (Плащ)
Стихотворения для автоматизации в речи звуков
Пижама ( звуки Ж, Л)
Жёлтую пижаму
Мама мне купила.
А на ней жирафы,
Ежи и крокодилы.
Жирафы шею тянут —
Вот-вот листок достанут.
Будут листики жевать —
Как же мне в пижаме спать?
Брюки (звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ)
Брюки из вельвета
Голубого цвета.
Есть карманы, поясок,
Сверху модный ремешок.
Ой, как Петя извозился —
Два часа в песке трудился!
О вельветовые брюки
Часто вытирал он руки.
Юбка (звуки С, Ш, Ж)
Юбка расклешенная,
Клеточка зелёная.
Катя шепчет: — Наряжусь
И в новой юбке покружусь.
Платье (звуки Л, Р)
Платьице у Кати —
Просто загляденье.
Сколько проявила
Бабушка уменья!
Есть на новом платье
Бантики и рюшки.
Как его увидят,
Ахнут все подружки.
Ситцевое платье —
Не бывает лучше.
Бабушка довольна:
Угодила внучке.
* * *
Брюки — мальчикам нужны,
С ними мальчики дружны,
И зимой, и осенью
Ежедневно носят их.
Для Антошки и Аркашки
Сшили новые рубашки,
Оба рады от души —
Так рубашки хороши.
Мама, бабушка, смотрите:
Подарил мне папа свитер,
Чтоб носить его всегда
И не мерзнуть в холода.
Мамы, папы и ребятки
Носят осенью перчатки, (замените слова «осенью» на «и зимой»)
Чтобы пальчики не стыли,
Ручки тепленькими были.
Куртка — теплая одежда.
В куртках Таня и Олежек
В октябре и ноябре, (можно заменить на «в декабре и январе»
Когда сыро на дворе. «не замерзнешь во дворе»)
Шапка с шарфиком сейчас
Нам подходят в самый раз,
Чтоб случайно не простыть
И здоровенькими быть.
Шуба курточки теплей,
И зимой уютно в ней,
В воротник упрятать нос
Может даже дед Мороз.
Безрукавка — мой жилетик,
Безрукавки любят дети:
В них и вечером, и утром
Всем приятно и уютно.
А вот это — варежки
Для тебя и Ванюшки.
Носят варежки зимой,
Когда ветер ледяной.
Одевальная песенка
Мы на пухлые ручонки,
Надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.
На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!
А теперь на ножки –
Носочки и сапожки!
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось – голова?
Вот и шапочка – раз, два!
Надо маму одевать
И скорей идти гулять!
Если нравятся статьи - не забывайте делиться (кнопочки ниже) и оставлять комментарии!