Словарь терминов
Автоматизация звука — этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. Агнозия — нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга. (различают: акустическую(слуховая), апперцептивная(форма оптической), вкусовую, зрительную(оптическая), обонятельную, осязательную(тактильная), пальцевую, пространственную, симультанную(зрительное отсутствие восприятие целого). Аграмматизм — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией.
Аграфия — (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной А. чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени А. выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.
Алалия моторная — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. .м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина- поражение коркового конца речедвигательного анализатора.
Алалия сенсорная — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной А. с. является поражение коркового конца слухоречевого анализатора и его проводящих путей. Алексия — полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.
Амбидекстр — человек, у которого одинаково хорошо развиты функции обеих рук.
Амнезия — (a-mneme-нет памяти; лат.) нарушение памяти.
Анализ и синтез — противоположные и неразрывно связанные логические приемы; А., разлагая сложную проблему на ее составные части, упрощает ее и облегчает ученикам понимание данного явления, а С. дает возможность не только связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания.
Анамнез — совокупность сведений (об условиях жизни человека, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц; А. используется для установления диагноза ,прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.
Анартрия — тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции. Аномалия — отклонение от нормы в структуре и (или) функции организма в целом или его частей; А. может быть врожденной и приобретенной.
Аномальные дети — дети, имеющие отклонения от нормального психического или (и) физического развития и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания; основные группы
Апраксия — нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений.
Артикуляция — (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.
Артикуляционная гимнастика — система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда. Артикуляционный аппарат — совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Асфиксия — удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови и тканях.
Атака звука — начало звука, момент его образования. Атака звука оказывает большое
влияние на дальнейшее голосообразование. Мягкая атака делает голос бархатным.
Аудиторный шок — или сценический страх — состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате чего люди испытывают затруднения в речи с окружающими. Аутизм — погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства. Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха. Афония — отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; причина- несмыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха; афония возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.
Аффект — бурная эмоциональная вспышка. Сопровождается утратой контроля
Барьеры общения — психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию.
Брадилалия — патологически замедленный темп речи.
Велярный звук — задненебный звук (например, [г], [к], [х]).
Велярный звук [р] — вид ротацизма: образуется при колебании различных участков мягкого неба.
Вербальный - словесный, относящийся к речи, выраженный речевыми средствами.
Визуальный - воспринимаемый или производимый посредством зрения.
Внимание — произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.
Вокальный — исполняемый голосом; относящийся к пению.
Воля — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.
Воображение — психический процесс формирования новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воспитание — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.
Восприятие — психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира; в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В. Визуальное общение — зрительный контакт.
Волчья пасть - см. Расщелина нёба
Гаммацизм — недостаток произношения звука [Г].
Гемипарез — парез мышц одной половины тела.
Гемиплегия — паралич мышц одной половины тела.
Гемитония — повышенный мышечный тонус одной половины тела.
Гендерный аспект — особенности психики человека, обусловленные его половой
принадлежностью. Мужчины и женщины к одной и той же проблеме подходят по-разному. Женский взгляд обладает свежестью и независимостью суждений.
Гидроцефалия — избыточное накопление спинномозговой жидкости в полости черепа.
Гимнастика речи активная — система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда. Гимнастика речи пассивная — форма речевой гимнастики, при которой ребенок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы (нажим руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя); после нескольких повторений делается попытка, т.е. пассивное движение постепенно переводится в активное.
Гиперкинез — автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.
Гипертрофия — увеличение объема органа (или ткани) вследствие увеличения размеров составляющих его клеток.
Гипоксия — кислородное голодание организма.
Глотка — начальная часть пищеварительной трубки, одновременно относится к дыхательным путям, соединяя полость носа с гортанью.
Голос — звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.
Грамматика — раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений в отвлечении от конкретного материального(лексического) значения слов, словосочетаний и предложений. Грамматический строй — строение слова и предложения, присущее данному языку. Грассирование —1) произношение французского, т.е. увулярного недрожащего [р]; 2) усиленное, раскатистое произношение русского звука [р].
Губа заячья - см. расщелина губы.
Дауна Болезнь — хромосомная болезнь, обусловленная трисомией по 21-й паре хромосом; проявляется олигофренией, мышечной гипотонией, недостаточностью эндокринных желез (особенно щитовидной) и своеобразным внешним видом больного: недоразвитием черепа, плоским затылком, косым расположением глаз, широкой уплощенной переносицей, полуоткрытым ртом, деформированными ушами, короткими пальцами.
Двигательные нарушения — нарушения движений, которые могут проявляться ограничением объема и силы движений (см. Паралич), нарушениями их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных избыточных движений (см. Гиперкинез).
Двуязычие — одинаково совершенное владение двумя языками.
Дебильность — легкая степень олигофрении, характеризующаяся примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, ограниченностью возможностей обучения, сниженной социальной адаптацией.
Деменция - приобретенное слабоумие; стойкое оскудение и уплощение психической деятельности, характеризующееся ослаблением познавательных процессов, обеднением эмоций и нарушением поведения.
Дети с нарушениями речи — дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Дети с отклонениями в развитии — см. Аномальные дети.
Детский сад специальный — дошкольное учреждение для аномальных детей.
Дефект — недостаток какого-либо органа, выпадение какой-нибудь физиологической или психической функции.
Дефектолог — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. Дефектология — наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения. Дефекты звукопроизношения — см. Дизартрия, Дислалия, Ринолалия.
Дефекты речи — см. Речи нарушения.
Диагноз — медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании; выражается в терминах, обозначающих названия болезней, их формы, варианты течения и т.п.
Диагностика — 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза.
Диалог — (dialogos-греч.) попеременный обмен репликами двух и более людей
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Диплегия - двусторонний паралич одноименных частей тела (например ног)
Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Дислалия — нарушение звукопроизношения.
Дислексия — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисфония — расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным — хриплым, слабым, вибрирующим и т. п.; Д. возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.
Задержка психического развития — временное отсутствие развития психики в целом или отдельных ее функций.
Задержка речевого развития — нарушение хода речевого развития, проявляющееся в несоответствии нормальному онтогенезу, отставание в темпе.
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Заикание неврозоподобное — заикание, по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее непсихогенное происхождение; наблюдается при шизофрении, эпилепсии, разных видах олигофрении, чаще всего вызываются органическим поражением центральной нервной системы; термин «З.Н.» часто используют как синоним термина «Заикание органическое».
Заикание невротическое — заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов; термин «З.н.» часто употребляют как синоним термина «Заикание функциональное».
Замены звуков — дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические образы звуков не сформированы.
Запоминание — психический процесс запечатления информации в памяти (различают: произвольное и непроизвольное).
Защитные механизмы — совокупность бессознательных приёмов, с помощью которых человек оберегает себя от психических травм
Зеркальная речь — произнесение (чтение) слов в обратном порядке, начиная с последнего и кончая первым звуком слова.
Зеркальное письмо — 1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв.
Имбецильность — средняя степень олигофрении, занимающая промежуточное положение между идиотией и дебильностью, характеризующаяся замедленным и непоследовательным мышлением, ограниченным словарным запасом, возможностью усвоения лишь элементарных навыков.
Импрессивная речь — восприятие, понимание речи; И.р. устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а И.р. письменная — в зрительном восприятии текста (чтении).
Инсульт — вызванное патологическим процессом острое нарушение мозгового кровообращения с развитием стойких симптомов поражения центральной нервной системы.
Интеллект — совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения.
Интонация — (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями — она особенно понятна и красива.
Инфантилизм — патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением черт, присущих детскому или подростковому возрасту.
Итерация — несудорожные запинки, повторы в речи.
Итерации физиологические — повторения детьми некоторых звуков и (или) слогов, обусловленные возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи в дошкольном детстве.
- Назад
- Вперёд >>