Каппацизм — недостаток произношения звука [К].

Картавость — нарушение произношения звуков Р и Л.

Клоническая судорога — судорога в виде следующих друг за другом коротких сокращений мышц, чередующихся с их расслаблением.

Контаминация - смешение элементов двух и более слов (например: белток – белок, желток).

Коррекционная педагогика — см. Дефектология.

Коррекция — исправление каких-либо недостатков; например, коррекция зрения, коррекция движений, коррекция речи.

Косноязычие — см. Дислалия.

Культура речи — многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.

Ламбдацизм — неправильное произношение звука [Л]. Распространённый недостаток речи.словарь терминов

Леворукость — врожденное или вынужденное преимущественное пользование левой рукой при выполнении целенаправленных действий.

Лексика — вся совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка или диалекта.

Лексико-грамматический — характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.

Лексико-морфологический — относящийся к морфологии словообразования.

Лепет — голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжелых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.

Логическая пауза — пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.

Логическое ударение — выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.

Логичность речи — коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания.

Логоневроз — невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (заикание невротическое).

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.

Логофобия — (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи.

Медико-Педагогическая Консультация — специальное учреждение, проводящее комплексное медико-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения; в МПК работают специалисты различного профиля: врачи, педагоги, психологи.

Межзубная шепелявость — нарушение главным образом звуков [с], [з], [ц]; возникает при отсутствии прикуса во время артикуляции, когда нижняя челюсть опускается книзу, и язык высовывается между зубами, вместо острого звука получается мягкий шум между языком и верхними резцами.

Мелодика речи — повышение и понижение тона голоса.

Модуляция голоса — изменение высоты голоса; при снижении слуха модуляция голоса нарушается, что делает речь монотонной.

Мимика — совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то.

Мнемоника — приёмы, обеспечивающие запоминание при помощи искусственных ассоциаций.

Монолог — устное или письменное высказывание одного человека.

Моторика — двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей.

Мутизм — отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых детей и т.д.

Назализация — приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

Нарушение зрительного образа буквы — смешение букв со сходным зрительным образом, зеркальное письмо.

Нарушение зрительного образа слова — нарушение буквенного состава слова.

Нарушение структуры слова — упрощение слова, перестановки, недописывание, слияние и расщепление слов.

Нарушение чтения и письма — резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв.

Небная занавеска — см. небо мягкое.

Небная расщелина — аномалия развития: полное или частичное незаращивание тканей неба, в результате, чего по средней линии имеется сообщение между ротовой и носовой полостями; приводит к нарушению сосания, глотания, а в дальнейшем и речи.

Небо мягкое — задняя подвижная часть неба; во время глотания, жевания и речи происходит различные движения мягкого неба.

Небо твердое — часть неба, имеющая костную основу, покрытую сверху и снизу слизистой оболочкой.

Нистагм — непроизвольные ритмические судорожные движения глазных яблок.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Олигофрения — стойкое психическое недоразвитие, обусловленное органической недостаточностью головного мозга, возникшей на ранних этапах онтогенеза — во внутриутробном периоде, во время родов или на первом году жизни; наиболее распространенная клиническая форма умственной отсталости.

Олигофренопедагог — педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение и воспитание умственно отсталых детей.

Онтогенез — совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.

Органы речи — различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи.

Орфография — система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме.

Пантомимика — совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.

Паралич — выпадение функции к.-л. мышцы или конечности вследствие нарушения иннервации.

Патология — наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний.

Персеверация - повторение или настойчивое воспроизведение какого-либо действия или слога, слова (Например: татуетка – табуретка)

Подвижность голоса — способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.

Подвижность речи — способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.

Постановка звука — создание при помощи специальных приемов новой связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно — кинестетическими (самостоятельное восприятие звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями; постановка звуков, дыхания, голоса — первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи; характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением различных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное произносительное умение; за этапом произносительных умений следует этап их автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате специальных упражнений и речевой практики.

Прикус — взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

Психика — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Психические процессы — отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятие, мышление, внимание и др.).

Приёмы общения — предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.

Паралингвистика — вокальные возможности голоса.

Просодика — мелодико-интонационная сторона речи.

Расщелина губы — врожденная аномалия строения губ (обычно верхней), возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости; часто сопровождается расщелиной неба; может быть односторонней и двусторонней; является причиной дислалии.

Расщелина нёба — аномалия развития: незаращение тканей неба, в результате чего по средней линии имеется широкое сообщение между ротовой и носовой полостями; приводит к нарушению сосания, глотания, а в дальнейшем и речи.

Регистр — ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем же механизмом. В речевом голосе различают: грудной, головной и смешанный регистры. Границы регистров у каждого человека разнообразны. При воспитании речевого голоса следует добиваться плавного перехода от регистра в регистр.

Резонатор — полость, способная отражать звуковые волны. Голос приобретает тембр благодаря системе резонаторов.

Речи нарушения — отклонения от нормы, принятой в данной речевой среде.

Речь — форма общения, опосредованная языком.

Речевой аппарат — система органов, принимающих участие в образовании звуков речи.

Речевой слух — способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха: — звуковысотный слух — способность слышать и воспринимать мелодику речи; — ритмический слух — способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп; — тональный слух — способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений; — физический слух — способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты; — фонематический слух — способность различать и воспроизводить звуки речи.

Ринолалия — патологическое изменение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого неба или расстройства функции мягкого неба.

Ритмика - cистема физических упражнений, построенных на основе связи движения с музыкой.

Реактивное мышление — мышление, блокирующее возможность спокойной оценки ситуации и самоконтроля.

Ресурсное состояние — оптимальное внутреннее состояние человека. Основывается на воспоминаниях о когда-то успешно сделанной работе; о приятных состояниях уверенности и гармонии.

Рефлексия — размышление, полное сомнений, противоречий. Способность посмотреть на себя со стороны. Анализ своего психического состояния.

Реципиент — пользователь информации.

Ритм речи — последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.

Риторика — теория и мастерство гармоничной речи.

Ринофония — изменение только тембра голоса (носовой оттенок) при нормальном звукопроизношении.

Ротацизм — часто встречающийся недостаток в произнесении звука [Р].

Саливация — обильное слюноотделение.

Сила голоса — зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования.

Сигматизм — недостатки произношения звуков свистящих: [С, З, Ц] и шипящих [Ж, Ш, Ч, Щ]

Словарь пассивный — запас понимаемых слов.

Словарь активный — наличие слов, которыми данный человек постоянно пользуется в своей речи.

Скандированная речь — речь по слогам, нарушение ритма речи.

Смешение звуков — недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (н-р, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки — «шанки»). Смешение звуков — признак незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.

Сопряженная речь — совместное повторение двумя или более лицами произнесенных или написанных кем-либо слов или фраз.

Спонтанная речь — непроизвольная.

Судороги клонические — быстро следующие одно за другим кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц.

Судороги тонические — продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса.

Сурдопедагогика — наука об изучении, воспитании и обучении лиц с нарушением слуха.

Тахилалия — нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа, при полном сохранении остальных компонентов фонетического оформления, а также лесики и грамматического строя.

Тембр — индивидуальная окраска голоса.

Уздечка короткая — врожденный дефект, заключающийся в укорочении так называемой уздечки языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Это обычно служит причиной механической дислалии.

Уранопластика — оперативное закрытие щели твердого неба.

Фобия речи — навязчивый страх речи. Нередко наблюдается при заикании.

Фонастения — нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. При фонастении наблюдаются: быстрая утомляемость и прерывание («осечки») голоса, неприятные ощущения в горле при пении и разговоре (царапание, жжение).

Фонация — голосообразование. Нарушение фонации — от легкой охриплости до полного отсутствия голоса.

Фонема — звук речи — звукоразличитель. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных).

Фонематический слух — способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения.

Хейлопластика — оперативное закрытие расщелины верхней губы. Рекомендуется производить в возрасте до 10-12 месяцев.

Элизии - пропуски звуков и слогов (например: сакан - стакан; пимида – пирамидка)

Язык — важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.

Если нравятся статьи - не забывайте делиться (кнопочки ниже) и оставлять комментарии!