Каппацизм — недостаток произношения звука [К].
Картавость — нарушение произношения звуков Р и Л.
Клоническая судорога — судорога в виде следующих друг за другом коротких сокращений мышц, чередующихся с их расслаблением.
Контаминация - смешение элементов двух и более слов (например: белток – белок, желток).
Коррекционная педагогика — см. Дефектология.
Коррекция — исправление каких-либо недостатков; например, коррекция зрения, коррекция движений, коррекция речи.
Косноязычие — см. Дислалия.
Культура речи — многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.
Ламбдацизм — неправильное произношение звука [Л]. Распространённый недостаток речи.
Леворукость — врожденное или вынужденное преимущественное пользование левой рукой при выполнении целенаправленных действий.
Лексика — вся совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка или диалекта.
Лексико-грамматический — характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.
Лексико-морфологический — относящийся к морфологии словообразования.
Лепет — голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжелых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.
Логическая пауза — пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.
Логическое ударение — выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.
Логичность речи — коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания.
Логоневроз — невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (заикание невротическое).
Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.
Логофобия — (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи.
Медико-Педагогическая Консультация — специальное учреждение, проводящее комплексное медико-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения; в МПК работают специалисты различного профиля: врачи, педагоги, психологи.
Межзубная шепелявость — нарушение главным образом звуков [с], [з], [ц]; возникает при отсутствии прикуса во время артикуляции, когда нижняя челюсть опускается книзу, и язык высовывается между зубами, вместо острого звука получается мягкий шум между языком и верхними резцами.
Мелодика речи — повышение и понижение тона голоса.
Модуляция голоса — изменение высоты голоса; при снижении слуха модуляция голоса нарушается, что делает речь монотонной.
Мимика — совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то.
Мнемоника — приёмы, обеспечивающие запоминание при помощи искусственных ассоциаций.
Монолог — устное или письменное высказывание одного человека.
Моторика — двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей.
Мутизм — отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых детей и т.д.
Назализация — приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.
Нарушение зрительного образа буквы — смешение букв со сходным зрительным образом, зеркальное письмо.
Нарушение зрительного образа слова — нарушение буквенного состава слова.
Нарушение структуры слова — упрощение слова, перестановки, недописывание, слияние и расщепление слов.
Нарушение чтения и письма — резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв.
Небная занавеска — см. небо мягкое.
Небная расщелина — аномалия развития: полное или частичное незаращивание тканей неба, в результате, чего по средней линии имеется сообщение между ротовой и носовой полостями; приводит к нарушению сосания, глотания, а в дальнейшем и речи.
Небо мягкое — задняя подвижная часть неба; во время глотания, жевания и речи происходит различные движения мягкого неба.
Небо твердое — часть неба, имеющая костную основу, покрытую сверху и снизу слизистой оболочкой.
Нистагм — непроизвольные ритмические судорожные движения глазных яблок.
Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Олигофрения — стойкое психическое недоразвитие, обусловленное органической недостаточностью головного мозга, возникшей на ранних этапах онтогенеза — во внутриутробном периоде, во время родов или на первом году жизни; наиболее распространенная клиническая форма умственной отсталости.
Олигофренопедагог — педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение и воспитание умственно отсталых детей.
Онтогенез — совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.
Органы речи — различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи.
Орфография — система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме.
Пантомимика — совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.
Паралич — выпадение функции к.-л. мышцы или конечности вследствие нарушения иннервации.
Патология — наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний.
Персеверация - повторение или настойчивое воспроизведение какого-либо действия или слога, слова (Например: татуетка – табуретка)
Подвижность голоса — способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.
Подвижность речи — способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.
Постановка звука — создание при помощи специальных приемов новой связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно — кинестетическими (самостоятельное восприятие звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями; постановка звуков, дыхания, голоса — первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи; характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением различных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное произносительное умение; за этапом произносительных умений следует этап их автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате специальных упражнений и речевой практики.
Прикус — взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.
Психика — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Психические процессы — отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятие, мышление, внимание и др.).
Приёмы общения — предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.
Паралингвистика — вокальные возможности голоса.
Просодика — мелодико-интонационная сторона речи.
Расщелина губы — врожденная аномалия строения губ (обычно верхней), возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости; часто сопровождается расщелиной неба; может быть односторонней и двусторонней; является причиной дислалии.
Расщелина нёба — аномалия развития: незаращение тканей неба, в результате чего по средней линии имеется широкое сообщение между ротовой и носовой полостями; приводит к нарушению сосания, глотания, а в дальнейшем и речи.
Регистр — ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем же механизмом. В речевом голосе различают: грудной, головной и смешанный регистры. Границы регистров у каждого человека разнообразны. При воспитании речевого голоса следует добиваться плавного перехода от регистра в регистр.
Резонатор — полость, способная отражать звуковые волны. Голос приобретает тембр благодаря системе резонаторов.
Речи нарушения — отклонения от нормы, принятой в данной речевой среде.
Речь — форма общения, опосредованная языком.
Речевой аппарат — система органов, принимающих участие в образовании звуков речи.
Речевой слух — способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха: — звуковысотный слух — способность слышать и воспринимать мелодику речи; — ритмический слух — способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп; — тональный слух — способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений; — физический слух — способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты; — фонематический слух — способность различать и воспроизводить звуки речи.
Ринолалия — патологическое изменение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого неба или расстройства функции мягкого неба.
Ритмика - cистема физических упражнений, построенных на основе связи движения с музыкой.
Реактивное мышление — мышление, блокирующее возможность спокойной оценки ситуации и самоконтроля.
Ресурсное состояние — оптимальное внутреннее состояние человека. Основывается на воспоминаниях о когда-то успешно сделанной работе; о приятных состояниях уверенности и гармонии.
Рефлексия — размышление, полное сомнений, противоречий. Способность посмотреть на себя со стороны. Анализ своего психического состояния.
Реципиент — пользователь информации.
Ритм речи — последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.
Риторика — теория и мастерство гармоничной речи.
Ринофония — изменение только тембра голоса (носовой оттенок) при нормальном звукопроизношении.
Ротацизм — часто встречающийся недостаток в произнесении звука [Р].
Саливация — обильное слюноотделение.
Сила голоса — зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования.
Сигматизм — недостатки произношения звуков свистящих: [С, З, Ц] и шипящих [Ж, Ш, Ч, Щ]
Словарь пассивный — запас понимаемых слов.
Словарь активный — наличие слов, которыми данный человек постоянно пользуется в своей речи.
Скандированная речь — речь по слогам, нарушение ритма речи.
Смешение звуков — недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (н-р, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки — «шанки»). Смешение звуков — признак незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.
Сопряженная речь — совместное повторение двумя или более лицами произнесенных или написанных кем-либо слов или фраз.
Спонтанная речь — непроизвольная.
Судороги клонические — быстро следующие одно за другим кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц.
Судороги тонические — продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса.
Сурдопедагогика — наука об изучении, воспитании и обучении лиц с нарушением слуха.
Тахилалия — нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа, при полном сохранении остальных компонентов фонетического оформления, а также лесики и грамматического строя.
Тембр — индивидуальная окраска голоса.
Уздечка короткая — врожденный дефект, заключающийся в укорочении так называемой уздечки языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Это обычно служит причиной механической дислалии.
Уранопластика — оперативное закрытие щели твердого неба.
Фобия речи — навязчивый страх речи. Нередко наблюдается при заикании.
Фонастения — нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. При фонастении наблюдаются: быстрая утомляемость и прерывание («осечки») голоса, неприятные ощущения в горле при пении и разговоре (царапание, жжение).
Фонация — голосообразование. Нарушение фонации — от легкой охриплости до полного отсутствия голоса.
Фонема — звук речи — звукоразличитель. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных).
Фонематический слух — способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения.
Хейлопластика — оперативное закрытие расщелины верхней губы. Рекомендуется производить в возрасте до 10-12 месяцев.
Элизии - пропуски звуков и слогов (например: сакан - стакан; пимида – пирамидка)
Язык — важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.
- << Назад
- Вперёд