Неделя девятая.
Тема: «Зима»
Артикуляционная гимнастика.
«Зимой во дворе»
Вышли дети зимой во двор гулять.
Смотрят — посередине двора горка.
Вот она горка.
Упражнение «Горка»: открыть рот, кончиком языка упереться в верхние зубы и выгнуть язык горкой так, чтобы он своей приподнятой средней частью «выкатился» изо рта наружу. Ребенок показывает артикуляционное упражнение, а взрослый говорит: «Прокачусь-ка я с горки...» — и одновременно подносит ладонь ко рту малыша, но не дотрагивается до него, а совершает движение ладонью сверху вниз, как будто съезжает с горки-языка.
Накатались ребята с горки, стали строить снежную крепость.
Катим, катим снежный ком,
Руками изображать процесс изготовления снежного кома.
Будем строить
Ставить один кулачок на другой: правый на левый, затем левый на правый, вновь правый на левый, и наконец левый на правый.
Снежный дом
Сложить ладони над головой под углом одна к другой, изображая крышу.
Интересно, у кого снежный ком самый большой?
У меня вот такой...
Крепко сжать губы и надуть щеки воздухом.
Будем весело играть,
Снежки лепить, снежки бросать.
Совершать ладонями движения, как при лепке снежков, а затем бросать «снежки».
Мы смеялись, мы играли,
Ну а ручки замерзали —
Протянуть ладони вперед.
Надо ручки пожалеть,
Надо ручки нам погреть.
Быстро потереть ладони одна о другую, а затем поднести их к лицу и выдохнуть со звуком [X].
Но погода ухудшается,
Тучи темные надвигаются.
Подул холодный зимний ветер.
Поднести ладонь к губам и выполнить упражнение «Улыбка», ладонь ощутит холодную струю воздуха.
Посмотрите, снегопад,
Хлопья снежные летят.
Ветер дует, снег валит,
Нам домой идти велит.
Пальчиковая гимнастика.
Снежинки
У сестрёнки, у Маринки Провести указательным пальцем от центра
На ладошке две снежинки. ладони - к кончику каждого пальчика.
Всем хотела показать, Вытянуть руки вперёд, ладонями вверх.
Глядь – снежинок не видать! Покрутить кистями рук.
Кто же взял снежинки Руки в стороны, пожать плечами.
У моей Маринки?
Зимние забавы
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Поочередно соединяют большой палец с остальными.
Дыхательная гимнастика
Снежинка
Вырезать из папиросной бумаги снежинки, подуть так, чтобы они взлетели.
Снежинка кружится,
Снежинка летит.
Ко мне на ладошку
Снежинка спешит.
Замёрзли ручки…
Ручки замёрзли? Подуть на руки холодным воздухом: Ф-ф-ф
Подуем на них.
Дыханием тёплым Подуть на руки тёплым воздухом: Х-х-х…
Согреем мы их. Продолжить дуть тёплым воздухом.
Сугроб
Все снежинки Перед ребёнком на столе – кусочки ваты.
Соберём в сугроб. Подуть, собрать всю вату в кучку.
Чтоб не разлетались,
Накроем ручкой: Хлоп! Соответствующее движение ладошкой.
Координация речи с движением
Лепим снежок
Раз, два, три, четыре, Хлопать в ладоши: попеременно то правая,
то левая рука сверху.
Мы снежки весь день лепили. Имитировать лепку снежков.
Мы бросали их, ловили, Соответствующие движения.
Бабу снежную лепили.
Ох, устали! Отдохнём, Движение рукой по лбу, как бы смахивая пот.
И опять лепить начнём! Махнуть рукой.
Снежок
Я леплю комочек Соответствующие движения.
Вот такой! Вытянуть вперёд руку с воображаемым снежком.
Далеко заброшу Замахнуться и бросить воображаемый снежок.
Снежок рукой.
Голосовая гимнастика
Пою песенку
Я на саночках сижу, Ти–ли–ли, ти–ли–ли!
На синичку я гляжу Прилетели снегири:
Ти-ли-ли! Ти-ли-ли! Ти–ти–ти, ти–ти–ти!
Ты за нею повтори: Ты, синичка, не свисти!
(Е.Г.Карельская)
Старушка
«Ох! – сказала бабушка, - Ребёнок, интонируя, повторяет за взрослым
На дворе мороз! стихотворение либо построчно,
Отморозить может либо только звукоподражания.
Он мне щёки, нос!
Э-хе-хе! Упрячу
Нос я в воротник.
Ох, какой, мороз, ты, Ребёнок подражает интонациям
Всё же озорник! О-хо-хо!» старенькой бабушки.
(Е.Г.Карельская)
Звуковая культура речи
Уточняем произношение согласных звуков [б], [б'], [х], [х'] [в], [в'], [т] и гласных [а], [у], [о], [и]
В данных ниже стихотворных текстах просим ребенка повторить звукоподражание при начальном чтении, а при повторном чтении договорить его по памяти.
Снежок
Мы снежок слепили: Ух!
В стенку запустили: Бух!
Раскололи в прах и пух!
Сорвалась сосулька: Бах!
А за ней – вторая: Трах!
Третья следом: Трах - тах – тах!
(Е.Г.Карельская)
Мороз
Ох! Какой мороз - мороз!
Что ты щиплешь щёки, нос?
Руки я согрею,
Вот как я умею: Х – х – х - …
(Е.Г.Карельская)
Сугроб
Санки с горки: Вжих – вжих!
Снег под ними тих – тих!
Я в сугроб на санках: Хлоп!
Я теперь и сам – сугроб!
(Е.Г.Карельская)
Ветер
Ветер бормочет: «Бу – бу – бу!»
Ветер забрался в нашу трубу.
Воет ветер: «В-в-в-в…! Ов-в-в-…
Не бойся зимних ветров-в-в-…!»
(Е.Г.Карельская)
Игра «Повтори за мной». Учим ребенка воспроизводить ряд слогов на одном выдохе:
бу – бу – бу
бах – бах – бах
бух – бух – бух и т.д.
Обогащение и активизация словарного запаса.
Совершенствование грамматического строя речи
Работаем в альбоме № 2 Теремковой Н.Э. Просим ребенка по картинкам называть слова:снег, зима, санки, лыжи, снеговик, горка, снежок и т.д. Используем в речи названия основных цветов: белый, зелёный, синий, красный и оттеночный цвет голубой.
Учим ребенка различать и употреблять в речи существительные, прилагательные и глаголы в единственном и множественном числе:
снеговик – снеговики горка – горки рука – руки и т.д.
снежный – снежные мокрый – мокрые белый – белые и т.д.
лепит – лепят катается – катаются бежит – бегут и т.д.
Вводим в речь детей слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами:
горка – горочка снег – снежок, снежочек
санки – саночки зима - зимушка
белый – беленький мокрый - мокренький
Формируя глагольный словарь ребенка, рассказываем ему о том, что к любому предмету или явлению можно подобрать несколько слов-действий.
Снег: идёт, летит, кружится, падает, стелется.
Ветер: дует, метёт.
Учим строить простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Работаем с картинками. Закрепляем этот навык в повседневной жизни.
Сегодня идёт снег.
Соня лепит снежок.
Света стоит на снегу.
Степан сделал снеговика.
Обращаем внимание на правильное использование предложно-падежных конструкции с предлогом НА:
Снег НА земле (НА деревьях, НА пальто, НА варежке и т.д.)
Развиваем слуховое внимание, память, мышление.
Перед чтением загадки ребенку подумайте о том, всё ли в ней будет понятно вашему малышу (подчеркнутые слова требуют предварительного объяснения).
Послушай внимательно загадки. Подумай и ответь, что это?
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили,
И скатились все потом
С моего горба гуртом.
(Горка)
Много этого добра
Возле нашего двора,
А рукою не возьмёшь
И домой не принесёшь.
(Снег)
Просыпайся скорей,
Выгляни в окошко,
Мухи белые летят
Прямо на дорожку.
(Снег)
Стихотворения для чтения и заучивания детьми
Сеня и сани
Везёт Сеня Соню с Саней
на санках.
Санки – скок! Сеню с ног,
Саню в бок,
Все в сугроб – хлоп!
Сосулька
Сосать сосульку, - вот беда!
Нам строго воспрещается.
Но почему она тогда
СОСУЛЬКОЙ называется?
(А. Шибаев)
Снег да снег
Снег да снег кругом ложится.
Снег на солнце серебрится.
Только ёлочка стоит
Очень летняя на вид.
(М. Рыльский)
Снеговик
Снеговик, снеговик
Появился во дворе.
Нос – морковка.
Рот – картошка,
И ведро на голове.
(Н. Соколова)
На катке
Разлечусь я по льду,
Ни за что не упаду.
Бух! – и на лёд!
Ух! Не везёт!
Прокачусь ещё разок.
Надо прямо – еду вбок.
(А. Барто)
Зима
Всё от снега забелело.
Миша в санках едет смело.
Санки – вбок!
Мишка – хлоп!
Дует ветер озорной,
Лает пёс Буянка.
Едут с горки ледяной
Голубые санки.
(С. Иорданский)
Снег на дороге
Под ногами снег, снег,
На дороге снег, снег.
Я по снегу побегу.
Вот как бегать я могу!
(Е.Г.Карельская)
Саня и сани
Маленькому Сане
Подарили сани.
Посмотрите сами:
Вот какие сани!
Вёз на гору Саня
За собою сани.
Ехал с горки Саня,
А на Сане – сани!
(С. Коган)
Всё бело!
Белым бело!
Белым бело!
Всю землю
Снегом замело!
Нарядным стало всё село –
Белым бело!
Белым бело!
(В. Лифшиц)
Мы тебя, зима, давно
С нетерпеньем ждали.
Санки, лыжи и коньки
Снова мы достали.
(Л. Вахрушева)
Использованный материал: статья Карельской Е.Г.
Т
Если нравятся статьи - не забывайте делиться (кнопочки ниже) и оставлять комментарии!