Рекомендации для родителей по автоматизации звуков дома

Правила и последовательность шагов

После того как у ребенка был успешно поставлен звук, приходит момент, когда необходимо вводить новый звук в его речь. В нормальном процессе развития речи каждый новый звук проходит определенные этапы: например, когда мы просим ребенка произнести «Скажи ШШШ», он отвечает «ШШШ», издавая шипящий звук. Затем мы говорим: «Скажи ШШШапка» и слышим в ответ «ШШШШ… Сапка». Тут возникает затруднение. Для того чтобы ребенок мог без ошибок произнести слово «шапка», требуется время и множество тренировок. Почему это происходит?

Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, который исследовал условно-рефлекторные связи, формирующиеся не только у животных, например, в опытах с «собачками Павлова», но и в коре головного мозга человека. Автоматизированные движения мышц, будь то движения рук, ног, языка или губ, сначала осуществляются с осознанием: необходимо перенести вес на одну ногу, согнуть другую, сделать шаг вперед и так далее. Множественные повторения этих движений позволяют выполнять их бессознательно и с меньшими затратами энергии. Этот процесс называется «динамический стереотип» или «автоматизм». 

Нарушения звукопроизношения могут проявляться в двух формах: пропуск звука (например, «ука») или его замена на другой, зачастую более простой звук (например, «лука»). В первом случае автоматизация звука происходит несколько легче, так как в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, и их достаточно просто создать. Однако если наблюдается искажение произношения или замена звука, то условные связи уже имеются, и задача заключается в том, чтобы затормозить их работу.

В процессе автоматизации звуков необходимо учитывать последовательность их изучения, и отклоняться от нее крайне нежелательно. Если у ребенка еще нет устоявшегося произношения звуков в словах при замедленном темпе и предоставлении подсказок, он, безусловно, не сможет произнести ни стихотворение, ни скороговорку. В менее сложных ситуациях, например, при физиологической возрастной дислалии, каждый этап может занять от 3 до 5 минут: после того как ребенок "зарычал", он произнес 5 слогов и 5 слов для каждого сочетания — и тогда можно начинать рассказывать стихи. Однако важно, чтобы все эти слоги и слова были произнесены правильно, а взрослый убедился, что звуки даются в любых возможных сочетаниях, и что все этапы прошли.

Процесс автоматизации

В процессе автоматизации должна идти следующая последовательность:

1.Первоначально звук должен быть закреплен в изоляции, то есть произноситься отдельно от других звуков. Важно на начальных этапах автоматизации использовать дополнительные сенсорные анализаторы — зрительные и тактильные. Например, следует работать перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть как взрослого, так и себя, и контролировать правильность своей артикуляции. Автоматизация звука должна проводиться в игровой форме: «Как шипит змея? Чья змея шипит дольше — твоя или моя? ШШШШШ». Просто произнести звук недостаточно; необходимо внимание к каждому аспекту артикуляции.

2.Зачем это необходимо? По словам М.Е. Хватцева в книге «Логопедия: работа с дошкольниками», если динамический стереотип, такой как слово или звук, имеет сложную структуру, его усвоение становится более трудным. Однако, когда такой стереотип уже закреплен, достаточно воздействия одного из его раздражителей, чтобы он воспроизвелся в полном объеме. Старый стереотип, который не подкрепляется новыми данными, некоторое время сохраняется в коре головного мозга, а затем постепенно уступает место новому, более устойчивому стереотипу. Таким образом, для закрепления нового звука или слова необходима регулярная практика, которая должна проводиться ежедневно, что и подчеркивают логопеды, исходя из особенностей человеческого мозга.

3.Что касается автоматизации звука в слогах, после того как ребенок начинает уверенно выполнять артикуляционные движения, и звук получается правильно, можно переходить к автоматизации в слогах. Поскольку слог может не иметь для ребенка понятного смысла, важно заранее придумать, как заинтересовать его этим процессом, например, сочетанием двух звуков в одно целое. Хорошим способом может стать игра с мячом, во время которой ребенок повторяет слоги, или же шагание по комнате под ритм «шаг-слог».

4.Когда речь идет об автоматизации в словах и предложениях, не стоит долго застревать на произнесении слогов. Логопед обычно предлагает слова для автоматизации в определенной последовательности, тщательно прорабатывая нужную позицию звука в слове — будь то начало, середина или конец. То же самое касается словосочетаний и предложений, поэтому рекомендуется ежедневно повторять эти слова.

5.Стихи представляют собой замечательный материал для автоматизации звуков, поскольку с их помощью можно не только улучшить произношение, но и развить у ребенка память, интонационную выразительность речи и обогатить его словарный запас. Кроме того, зачастую стихи обладают веселым настроением, что положительно сказывается на мотивации ребенка к такой непростой деятельности, как отработка произношения.

6.На этапе автоматизации звуков в текстах и рассказах ребенок учится одновременно следить за правильностью произношения и воспроизводить текст. Это важный шаг в процессе обучения.

Автоматизация звука в самостоятельной речи является завершающим этапом этого процесса. Здесь тоже существуют определенные правила. Во время рассказа о чем-либо ребенку бывает сложно одновременно сосредоточиться на том, что он хочет сказать, и на том, как это произнести правильно. Обычно он приходит домой и начинает живо рассказывать о произошедших событиях, которые для него важнее, чем правильное произношение. Поэтому заставить его контролировать звуки в таких ситуациях бывает непросто. Если же вам удастся обратить его внимание на самоконтроль, вы рискуете лишить его удовольствия от общения. Лучше начинать тренировать самостоятельную речь в специально созданных вами ситуациях, например, задавая вопросы «Что интересного было в садике?». Если события не были для ребенка особенно значимыми, он сможет спокойно отвечать на ваши вопросы, а вы в то же время сможете постепенно работать над коррекцией его произношения. На начальном этапе следить за правильностью звуков лучше всего родителям.

Важные моменты, которые необходимо соблюдать, не зависимо на каком этапе идёт автоматизация

Чтобы ребёнок успешно освоил новое правильное произношение звука, после каждой ошибки следует предлагать ему образец слова и настаивать на внимательном повторении. Например, если ребёнок говорит: «Мама, купи мне масынку», необходимо поправить его, сказав: «МаШШШинку», добавляя: «Да, маШШШинку» и завершив фразой: «Молодец!». Обычно через две недели ребёнок начинает сам замечать, когда он произносит звук неверно, и исправляет себя. В этот момент взрослым важно поддерживать и закреплять новый навык одобрением и похвалой. По статистике, на полную автоматизацию нового звука – от слогового до более сложного уровня речи – требуется в среднем 35-45 дней. Эти временные рамки применимы только к дислалии; при более серьёзных нарушениях, таких как дизартрия или ринолалия, процесс автоматизации может занимать значительно больше времени.

Независимо от того, на каком этапе находится ребёнок, есть несколько ключевых моментов, которые важно помнить. Сначала звук, слог или слово демонстрирует взрослый, и только затем он должен повторить их ребёнок. В идеале на этапе автоматизации ребёнок не должен ошибаться ни разу, чтобы старый навык не мешал усвоению нового. Поэтому взрослым необходимо проявлять максимальную внимательность, чтобы успеть показать или подсказать ребёнку правильное произношение до того, как он сам ошибётся.

Кроме того, настоятельно рекомендуется закреплять новые звуки не только на занятиях с логопедом, но и в домашних условиях. Важно, чтобы родитель активно занимался речевыми навыками ребёнка и, по возможности, мог обсудить это с воспитателями в детском саду. Если у вас взаимопонимание с педагогами, попросите их уделять внимание речевым особенностям вашего малыша и подбирать подходящие стихи для праздников, учитывая его речевые возможности. Если дошкольник начинает использовать новый звук только вовремя уроков, то у ребёнка будет сформирована привычка, которая называется синдромом кабинетной речи..

Обращайте внимание на качество предоставляемых материалов – в словах не должно встречаться двух противостоящих звуков одновременно. Например, если мы работаем над автоматизацией звука «Р», который ранее ребенок произносил как «Л», крайне важно избегать слов, в которых оба эти звука могут встретиться, таких как «роль» или «зеркало». Если же в процессе работы попадется подобное слово или фраза, не стоит настаивать на корректном произношении обоих звуков. Дифференциация противоположных звуков является важной задачей, и для её выполнения есть специальные методики.

В начале обучения новый звук нужно произносить немного преувеличенно – чуть дольше и громче, чем окружающие звуки. Это поможет слуховому анализатору зафиксировать новое звучание в качестве образца. В дальнейшем, когда новый звук станет более естественным, он будет сопоставляться с этим образцом. Не стоит беспокоиться о том, что новый звук звучит очень «громко» – это лишь временное явление. В процессе речи органы артикуляции со временем будут уравновешивать усилия на все звуки.

И.П. Павлов выяснил, что в состоянии голода, усталости или при сильных переживаниях значительно ослабевает торможение и усиливается возбуждение. При таком состоянии, если новые речевые стереотипы еще не были автоматизированы, у детей могут вновь появляться старые проблемы с речью, такие как картавость, шепелявость или заикание. В подобных ситуациях важно поддерживать новые речевые рефлексы с помощью подсказок и напоминаний, однако проводить логопедические занятия на фоне этих состояний ребенка не следует.

Важность мотивации ребенка в логопедических занятиях и автоматизации звуков нельзя недооценивать; это прямо связано с тем, насколько значимым это является для него.

Если вы стремитесь получить универсальные курсы по образованию со специальностью логопеда с дипломом, повысить квалификацию или у вас нет возможности посещать занятия с логопедом, наши материалы станут идеальным решением для экономии средств и достижения ваших целей.

. Если нравятся статьи - не забывайте делиться (кнопочки ниже) и оставлять комментарии!