Дисграфия

Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма,   проявляющаяся в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.Дисграфия - вид речевого нарушения

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями).

Принято выделять АГРАФИЮ - полную неспособность овладения письмом или его полную утрату и ДИСГРАФИЮ, при которой письмо, хотя и нарушено, однако как средство общения (хоть и в искаженном виде) оно функционирует.

Степень выраженности дисграфии может быть различной (один вид ошибок или многообразие ошибок).

Причины возникновения дисграфии:

  • Биологические причины. Недоразвитие или поражение головного мозга в разные периоды развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный), патологии беременности, травматизация плода, асфиксии, менингоэнцефалиты, тяжелые соматические заболевания и инфекции, истощающие нервную систему ребенка. В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе письма. При наличии органического повреждения головного мозга, дисграфии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ДЦП, ЗПР, умственной отсталости, задержки психомоторного развития.
  • Социально-психологические причины. К таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, синдром госпитализма и т. д.
    • Завышенный уровень требований к ребенку в отношении грамотности
    • Возраст начала обучения грамоте (индивидуально)
    • Методы и темпы обучения (в идеале, должны быть индивидуальными для каждого ребенка).

Состояние психологической дезадаптации обычно возникает при сочетании этиологических факторов с неблагоприятными микро- и макросоциальными условиями.

Симптоматика дисграфии:

Главным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие на письме так называемых "специфических ошибок".

  • пропуски букв, слогов, слов, их перестановки
  • замены и смешения букв, близких по акустико-артикуляторным характеристикам соответствующих звуков
  • смешения букв, сходных по начертанию
  • нарушения грамматического согласования и управления слов в предложении. Иначе говоря, искажения, замены, смешения букв(оптико-артикуляторно-акустический признак), искажение буквенно-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления, разрывы), нарушения структуры предложений (пропуски, разрывы, перестановки слов.
  • Аграмматизмы на письме

С точки зрения психофизиологического (анализаторного) подхода дисграфия рассматривается как следствие нарушения аналитико-синтетической деятельности речеслухового, речезрительного, речедвигательного анализаторов.

Первичное недоразвитие анализаторов и межанализаторных связей ведет к недостаточности анализа и синтеза разномодальной и перцептивной информации и к нарушениям перекодирования сенсорной информации из одной модальности в другую (звук переходит в букву). В соответствии с нарушениями того или иного анализатора, исследователи выделили:

  • акустическую
  • моторную
  • оптическую форму дисграфии.

Клинико-психологический и анализаторные подходы не учитывают сложную структуру письменной речи. С точки зрения психолого-педагогического подхода, дисграфия связана с неполноценностью высших психических функций, обеспечивающих процесс письма, а также с несформированностью тех или иных операций процесса письма. С точки зрения этого подхода, дисграфия понимается, прежде всего, как языковое нарушение, требующее специальных психолого-педагогических методов коррекции. Понимание дисграфии, как речевого нарушения, обусловлено:

  • письмо - вид речевой деятельности
  • письмо формируется на базе устной речи
  • у детей наиболее часто встречается дисграфия, связанная с недостаточностью речевого развития

Нарушения письма, обусловленные неполноценностью у детей сенсомоторных функций (акустическая, оптическая, моторная) также могут иметь место. В таком случае принято говорить не о дисграфии (как о языковом расстройстве), а о своеобразном нарушении письма, близком к ней по проявлениям и также нуждающемся в специальной психолого-педагогической коррекции.

Классификация дисграфии:

  • артикуляторно-акустическая дисграфия

Обусловлена нарушениями звукопроизношения, отражает косноязычие на письме (косноязычие в устной речи может быть устранено, но четкие кинестетические образы звуков - артикулеммы, еще недостаточно сформированы). Ребенок пишет с внутренним проговариванием, т. е. у него нет опоры на правильную артикуляцию. Это происходит в том случае, когда косноязычие в устной речи не изжито на момент обучения письму. На письме это выражается в заменах и пропусках букв, соответствующих дефекту устной речи.

  • акустическая дисграфия

Обусловлена нарушениями фонемного образования. В зависимости отнарушенной операции фонемного распознавания, можно выделить подвиды:

    • Акустическая дисграфия (обусловлена затруднением в слуховом анализе речи, выделении акустических признаков звука)
    • Кинестетическая дисграфия (обусловлена затруднениями в кинестетическом анализе при переводе акустического образа звука в артикуляторный)
    • Фонематическая дисграфия (обусловлена несформированностью представлений о фонеме, нарушениями операций выбора фонемы (страдают фонематические представления)).
    • Процесс распознавания фонем включает в себя ряд операций:
    • слуховой анализ речи, выделение акустического признака;
    • перевод акустического образа в артикуляторный;
    • соотнесение акустико-артикуляторного образа звука с фонемой, выбор фонемы;
  • дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
    • Анализ предложений на слова
    • Слоговой анализ
    • Фонематический анализ
  • аграмматическая дисграфия
  • оптическая дисграфия
    • оптико-гностическими нарушениями (ребенок не узнает графический образ)
    • оптико-мнестическими нарушениями (с трудом запоминает графический образ)
    • нарушениями пространственных представлений

Симптоматика: неусвоение и неразличение графически сходных букв и их смешение (буквы, отличающиеся количеством элементов, пространственным расположением элементов), пропуски элементов (особенно при соединении букв, включающих одинаковые элементы), включение лишних элементов, неправильное расположение элементов, зеркальное написание.

Описанные выше виды дисграфии в чистом виде встречаются редко.