Дошкольный возраст
В период с 3 до 6 лет идет наиболее интенсивное развитие речи ребенка. Малыш начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования. Самостоятельная речь малыша к 4 годам уже состоит из предложений, включающих в себя по 5-6 слов.
К этому возрасту дети начинают сопровождать свою игру речью, что свидетельствует о формировании регулирующей функции. Словарный запас достигает к четырем годам почти 2000 слов. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т.д. Развитие любознательности заставляет ребенка ставить перед собой все более сложные вопросы, которые требуют ответа, либо оценки его размышлений со стороны взрослого. Ведущей формой общения становится познавательная.
В 4,5-5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка. Это значит, что все звуки родного языка ребенок может произносить правильно. Правильное звукопроизношение в значительной мере создает готовность к овладению письменной речью. К концу пятого года высказывание ребенка начинает напоминать по форме короткий рассказ.
К 5-6 годам высказывания детей носят достаточно пространный характер, в них появляется логичность. Иногда в рассказах детей можно увидеть проявления их фантазии. К шести годам ребенок начинает образовывать слова различными способами. Снижается интенсивность словотворчества, развиваются навыки самоконтроля и критическое отношение к своей речи. Ребенок начинает анализировать речевые высказывания, у него формируется оценочное отношение к речи других и к собственной речи.
На седьмом году жизни человек начинает осознавать себя как социального индивида, у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности. У ребенка появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на различных этапах жизни. Становится возможным установление причинно-следственных отношений в социальных, познавательных, языковых и других процессах. Язык может стать предметом изучения.
Наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости.
Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Основания для беспокойства:
- у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья и т.д.;
- затрудняется заменить слово синонимом: собака — пес, пачкать — грязнить, смотреть — глядеть и т.д.;
- затрудняется подобрать к слову антоним: сахар - соль, холодный — горячий, улыбаться — хмуриться и т.д.
- Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов;
- уровень речевого развития мешает ребёнку взаимодействовать со сверстниками, характер ребенка меняется из-за осознания своего речевого дефекта.