Ранний возраст
Развитие речи у ребенка после года значительно ускоряется.
Малыш начинает осмысленно произносить все большее количество односложных слов и звукокомплексов. В разных эмоциональных состояниях ребенок может использовать одни и те же звукосочетания и короткие слова, которые приобретают иное значение.
В этом возрасте для малыша очень важно общаться с взрослым в периодах бодрствования и самых разных ситуациях. Взрослый показывает ребенку не только новые предметы, но и знакомит со свойствами предметов, способами действия с ними, их назначение. Во время общения малыш взаимодействует с взрослым: он о чем-то сообщает, просит, требует, выражает свою радость или неодобрение.
Но если эта потребность малыша в общении не найдет отклика со стороны взрослых, то развитие активной речи ребенка начнет запаздывать и приобретать характер задержки. Дети в таких случаях могут вступать в контакт с животными или игрушками, окружающих их.
Ребенок после года знает значение многих слов: предметов, которые его окружают, частей тела, простых действий (дай, покажи, возьми, брось, пойдем и т.п.). Малышу становятся доступны короткие рассказы.
К полутора годам в самостоятельной речи ребенка насчитывается около 20 слов, в 2 года — 50 слов.
Чаще всего в период с 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев у малыша начинают появляться первые фразы, состоящие из 2-3 слов.
На третьем году жизни малыш с интересом может рассматривать картинки, слушать короткие сказки, начинает понимать значения слов большой, маленький. У него увеличивается не только активный запас слов (тот которым ребенок пользуется сам), но и появляется желание придумать новые слова, дать свое название окружающим вещам.
Стремление к самостоятельности (так называемый «кризис 3 лет») находит отражение в речевом поведении малыша, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице.
К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начинает использовать развернутые предложения. По мере того, как малыш осваивает речь, состоящую из предложений, у него совершенствуется усвоение грамматической системы языка. К трем годам ребенок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения. Появляются первые пробы в образовании новых слов и их форм.
Речь ребенка начинает выполнять планирующую функцию в его действиях.
Основания для беспокойства:
- полное отсутствие речи или лепетная речь, когда ребенок произносит лишь начало слова или какую-то часть слова;
- прерывание речевого развития (в определенном возрасте развитие было нарушено или даже ухудшилось);
- если уровень речевого развития мешает ребёнку взаимодействовать со сверстниками (они его не понимают, не играют вместе с ним;
- стойкое и длительное отсутствие динамики в речевом развитии.