Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика – это необходимое средство в работе над правильным произношением. Иногда родителям кажется, что ребенок сам, без всякой помощи, научится произносить звуки правильно. Однако, это мнение ошибочно. Недостатки произношения по мере роста малыша лишь закрепляются в его речи. Самое доступное и эффективное средство – ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики.
Пособия, которые помогут взрослому удержать интерес ребёнка и сделать систематическую работу по совершенствованию артикуляционного аппарата находятся здесь.
Содержание
Что такое артикуляционная гимнастика
Типы артикуляционных упражнений
Описание упражнений
Комплексы артикуляционных гимнастик
Что такое артикуляционная гимнастика?
Это гимнастика для органов артикуляции (губ, языка, челюстей). Если у ребенка нарушено произношение звуков, то это говорит о том, что у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Цель артикуляционной гимнастики – выработать четкие движения, необходимые для произношения различных групп звуков. Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики способствует правильному развитию мышц и подготовит ребенка к постановке звуков, но не сможет заменить собой работу логопеда.
Артикуляционная гимнастика нужна не только малышам с нарушенным звукопроизношением, но и всем остальным. Правильная артикуляция сделает речь любого ребенка четкой, ясной и правильной.
Выполнять упражнения можно в любое свободное время, но лучше, если ребенок не будет сильно возбужден, так как ему предстоит провести время спокойно, сидя перед зеркалом, в течение 10-15 минут.
Артикуляционную гимнастику на начальном этапе рекомендуется делать перед большим зеркалом, в котором ребенок сможет видеть и себя, и взрослого. Если такого зеркала у Вас нет, то для малыша подойдет небольшое настольное зеркало. В нем ребенок будет видеть свои органы артикуляционного аппарата, а взрослый сядет напротив ребенка и сможет показать ему образец выполнения упражнений. Роль родителей в выполнении упражнений заключается в правильном показе, а также в контроле за четким и правильным выполнением упражнений ребенком. Внимание нужно уделять тому, насколько качественно ребенок выполняет упражнение, следить за качеством и объемом движений органов артикуляции, их силе, точности движений. Необходимо совершенствовать умение удерживать органы в нужном положении.
Каждое упражнение повторяется от 3 до 5-6 раз. В комплекс не надо включать больше 10 упражнений.
Типы артикуляционных упражнений
Все упражнения артикуляционной гимнастики делятся на 2 типа:статические и динамические.
В статических упражнениях нужно удерживать определённую позу неподвижно. К таким упражнениями относятся "Лопатка"("Блинчик"), "Иголка", "Чашечка", "Грибок", "Труба" ("Дудка"), "Забор", "Хобот" и другие.
В динамических же упражнениях надо не просто удержать какую-либо позу, а выполнить определённые движения. В них важно следить за чётким выполнением движений и положением артикуляционных органов. Например: в упражнении "Чистим зубы" губы должны быть растянуты в стороны так, чтобы обнажались зубные ряды. А двигаться в упражнении должен только кончик языка. Челюсть, губы должны оставаться неподвижными.
Но перед тем как начать выполнять артикуляционную гимнастику родителям будет далеко не лишним закрепить с ребенком знания об ориентировке в пространстве: верх - низ, право - лево, вперед – назад. Все эти понятия постоянно будут звучать в качестве указаний по правильному выполнению упражнений.
Начав, заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой Вы увидите, как тяжело дается ему выполнение отдельных упражнений. У малыша может быть повышенное слюноотделение, дрожание кончика языка, трудности в удержании органа в определенной позе и многое другое. В этот период лучше не концентрировать внимание малыша на его недочетах. Нужно постоянно хвалить ребенка за усердие, желание сделать упражнение правильно.
Со временем, напряжение органов начнет исчезать, его движения приобретут точность и координированность. Тогда самое время начать чередование статичных упражнений (т.е. таких, когда положение какого-либо органа фиксируется на определенное время). Хорошо чередовать упражнения «Заборчик» и «Трубочка», «Хоботок» и «Улыбка», «Лопатка» и «Иголка».
Занимаясь с ребенком, всегда необходимо помнить о том, что, проявив фантазию, Вы можете сделать любое занятия для малыша увлекательной игрой и превратить его в сказку, к которой малыш будет возвращаться вновь и вновь. Презентации, представленные нами на этой страничке, призваны создать положительный эмоциональный настрой у ребенка во время выполнения артикуляционной гимнастики.
Описание артикуляционных упражнений
Описание основных артикуляционных упражнений
1. «Окошко».
На слово "Жарко" рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5. На слово "Холодно" рот закрыть (сначала зубы, затем губы).
2. «Лягушка» или "Улыбка".
Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зубы. Нижние зубы не должны быть видны. Удержать под счет от 1 до 5.
3. «Хоботок».
Зубы сомкнуть, губы плотно сомкнуты, вытянуть хоботком. Удержать под счет от 1 до 5.
4. «Заборчик».
Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать сомкнутые зубы. Удержать под счет от 1 до 5.
5. «Бублик» или "Трубочка".
Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы сомкнуты. Удерживать под счет от 1 до 5.
6. «Лопата» или "Блинчик".
Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удержать под счет от 1 до 5.
7. «Иголочка».
Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный язык высунуть далеко вперед, сделать его узким.
Удержать под счет от 1 до 5.
8. «Чистим зубы».
Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить нижние и верхние зубы с внутренней стороны (движениями вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.
9. «Качели».
Высунуть узкий язык. Кончиком языка тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.
10. «Вкусное варенье».
Представить, что верхняя губа намазана вареньем. Рот приоткрыть, широким кончиком языка облизать губу сверху вниз (но не по кругу). Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.
11. «Ступеньки».
Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка должен быть широким), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.
12. «Чашечка».
Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы. Удержать под счет от 1 до5.
13. «Индюшата».
Рот приоткрыть. Нижняя губа не натягивается на зубы. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, добавить голос. Нижняя челюсть неподвижна.
14. «Маляр».
Рот широко открыть. Все зубы видны. Широким кончиком языка гладить верхнее небо вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна.
15. «Дятел».
Рот широко открыть. Широким кончиком языка ударять по верхним зубам с внутренней стороны (английское Д). Нижняя челюсть неподвижна.
16. «Лошадка».
Рот широко открыть. Присосать спинку языка к небу и оторвать ее (пощелкать языком). Все зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна.
17. «Грибок».
Открыть рот. Присосать язык к небу. Язык похож на гриб-волнушку: подъязычная уздечка – ножка, спинка языка – шляпка.
18. «Гармошка».
Рот широко открыть. Все зубы видны. Присосать язык к небу («грибок»). Смыкать и размыкать зубы, не отрывая языка от неба. Губы в улыбке.
19. "Катушка".
Кончик языка "цепляется" за нижние резцы. Остальную часть языка вытолкнуть вперёд и сверху прикусить зубами. Язык шершавый как катушка с нитками.
20. "Горка"
Упражнение выполняется как "Катушка", только кончик языка за верхними резцами. Видна внутренняя часть языка скользкая, как горка.
21. "Прятки" – открыть рот, язычок выглядывает изо рта, затем прячем язык глубоко в полость рта, но не закрываем рот (повторить 2 -3 раза)
Комплекс упражнений для заднеязычных звуков К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Й
1. "Месим тесто"
• Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
2. «Наказать непослушный язык»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)
3. «Лопаточка»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
4. «Мостик»
• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
5. «Мостик построим — мостик разрушим»
• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.
6. «Ветерок дует с моста»
• Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «мостиком», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
Комплексы артикуляционных гимнастик
Комплексы гимнастики можно смотреть по ссылкам не скачивая!
Комплекс для свистящих звуков №1.
Комплекс для свистящих звуков №2.
Комплекс для шипящих звуков №1.
Комплекс для шипящих звуков №2.
Комплекс для сонорных звуков №1.
Комплекс для сонорных звуков №2.
Комплекс для сонорных звуков Р, Рь.
Ниже представлены те же самые комплексы, доступные для скачивания.
Комплекс упражнений № 1 для постановки свистящих звуков: жми ссылку.
Комплекс упражнений № 2 для постановки свистящих звуков: жми ссылку.
Комплекс упражнений № 1 для постановки шипящих звуков: жми ссылку.
Комплекс упражнений № 2 для постановки шипящих звуков: жми ссылку.
Комплекс упражнений № 1 для постановки сонорных звуков: жми ссылку.
Комплекс упражнений № 2 для постановки сонорных звуков: жми ссылку.
Комплекс упражнений для постановки сонорных звуков Р, РЬ: жми ссылку.
Упражнения для развития подвижности губ.
Упражнения выполняются ежедневно перед зеркалом, каждое – по 5 раз. Необходимое положение губ удерживается под счет от 1 до 5. В один день следует выполнять 5-7 упражнений.
1. Вытянуть сомкнутые губы вперед, вернуть в исходное положение.
2. Растянуть губы в улыбку (зубы сомкнуты), и. п.
3. Растянуть губы в улыбку (зубы приоткрыты), и. п.
4. Подтянуть верхнюю губу вверх (зубы сомкнуты), и. п.
5. Языком вытягивать верхнюю губу.
6. Удерживать губами трубочки разного диаметра, обхват их губами.
7. Втянуть губы внутрь рта, плотно прижимая их к зубам.
8. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.
9. Вращательные движения губами, вытянутыми хоботком.
10. Плотно сомкнуть губы, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки в другую.