Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить.
Вольтер
О пользе чтения детям или профилактика речевых нарушений
Одной из задач в современной логопедии является профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста, а при необходимости и начало раннего коррекционного воздействия на малышей.
За последние годы в обществе достаточно сильно изменился стиль семейного воспитания. Родители в большинстве своем перестали читать детям литературные произведения. Чтение заменяется просмотром фильмов, преимущественно мультипликационных зарубежного производства.
Такое знакомство детей с литературными произведениями сформировало ряд особенностей речевого развития малышей на современном этапе.
Как предотвратить речевые нарушения?
У детей раннего и младшего дошкольного возраста недостаточно развито слуховое внимание, поэтому при просмотре фильмов дети часто не придают значения речевому сопровождению, а сосредотачиваются на яркой картинке. Оттого после просмотра фильма в памяти ребенка остается только красочный образ, а содержание, и тем более смысл просмотренного, для ребенка остается неясным. Малыш не может остановить фильм, как при чтении мамой сказки, и спросить о заинтересовавшем его событии или непонятном слове. Дети, которым не читают в семье ежедневно, все реже и реже задают вопросы: «Что это такое? Почему так называется?». У многих детей с речевыми нарушениями почти нет этапа словотворчества, который является одним из основных периодов развития речи малышей. Этот феномен изучался отечественными и зарубежными учеными (Н.А. Рыбников, А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, Т.Н. Ушакова, К. и В. Штерны, Ч. Болдуин), благодаря ему ребенок овладевает родным языком в полной мере.
Практически ежедневно в зоне активного внимания ребенка находится ограниченное количество слов, в основном, относящихся к бытовой тематике. Это и приводит к скудному словарному запасу у детей. Ребенок не знает значения огромного количества слов, которые он неоднократно слышал по телевизору. Чтобы увеличить словарный запас своего малыша взрослым просто необходимо читать детям. Читать и объяснять значение новых, непонятных малышу слов. Читать и акцентировать внимание ребенка на красочности родного языка. Читать и учить ребенка по интонации понимать характер и настроение героев. Читать и задавать вопросы по прочитанному. Чтение является мощным и самым доступным орудием в руках взрослого по профилактике речевых нарушений.
Ничто не заменит ребенку живое общение с родителями. А общение мамы или папы с ребенком во время чтения сказки носит еще и эмоционально окрашенный характер. Во время чтения взрослый и ребенок сопереживают героям, малыш видит отношение взрослого к конкретной ситуации и получает возможность расспросить о непонятных или заинтересовавших его деталях.
Чтение сближает родителей и детей, расширяет словарный запас ребенка, показывает малышу различные способы действий, развивает воображение. Уверена, что родители, желающие предотвратить речевые нарушения у своего ребенка, несомненно согласятся с тем фактом, что именно чтение является выходом из этой ситуации. Бесспорно, что польза чтения книг для малыша - огромна, а затраты в данном случае - минимальны.