Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

(проектная деятельность из опыта работы)

Одним из главных направлений в работе учителя-логопеда является коррекция речевых нарушений у детей, а также их профилактика. Цель логопедического воздействия – воспитание у детей чистой, четкой выразительной речи, которая является основным средством общения. Поэтому уровень речевого развития ребенка во многом определяет готовность или неготовность к обучению в школе. Результативность этой работы зависит от сотрудничества и взаимодействия логопеда и семьи. Главными персонами в жизни ребенка являются его родители и близкие люди. От них зависит развитие малыша в первые годы жизни и устанавливается так называемый «интимный круг общения» (по А.Н.Леонтьеву), который оказывает наибольшее влияние на становление всех психических процессов в дошкольном детстве. Значимость семейного окружения стала определяющей в нашем проекте. Перед нами стояла цель сделать родителей активными участниками коррекционной работы. В ходе реализации проекта родители должны понять значимость семейного воспитания и включиться в коррекционную работу.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Практико-ориентированный проект: в нем заложен четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников проекта.

Открытый проект – в нем принимали участие дети разных групп, а также семьи воспитанников, так как именно такие проекты дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

Коллективный проект - дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

В ходе проекта, решая различные коррекционно-практические задачи при участии родителей, дети приобретают навыки необходимые для правильного произношения звуков в различных видах деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых — порождают у ребенка уверенность в своих силах.





При реализации проекта было необходимо помочь понять родителям, какие виды речевых нарушений существуют, как они влияют на развитие ребенка; разъяснить и показать им, в чем состоит работа логопеда в дошкольном учреждении; повысить компетенцию родителей в области дошкольной педагогики и психологии.

На подготовительном этапе проводились следующие виды работ:

Анкетирование, целью которого являлось изучение отношения родителей к недостаткам речевого развития своего ребенка, стиля общения в семье, уровень знаний родителей в педагогике и методов воспитания малыша.

Встреча учителя-логопеда с родителями, на которой родители ознакомились с содержанием коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта, с итогами развернутого логопедического обследования речи детей.

Индивидуальное консультирование, на котором члены семьи узнавали о речевых нарушениях своего ребенка и особенностях коррекционной работы с ним.

Заключение договора между родителями и логопунктом ДОУ, разъяснение родителям прав и обязанностей логопункта и родителей.

Практический этап включал в себя

Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика»Разъяснить родителям дошкольников правила проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях .

Памятки по работе с детьми в домашних условиях

Дать родителям рекомендации по работе над звукопроизношением, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
«Библиотечка для родителей» 
Работа с индивидуальными тетрадямиЗакрепление ребенком материала изученного в детском саду
Проведение занятий с ребенком в присутствии родителяПоказать родителям приемы коррекционно-педагогической работы по формированию правильного звукопроизношения, дать возможность увидеть малыша «со стороны», оценить имеющиеся трудности и успехи ребенка.
Тематические консультации- О нормальном речевом развитии ребенка;
- Игры и игровые приемы
- Упражнения для развития слухового внимания;

Итогово-аналитический этап проводился в мае месяце учебного года, он включал в себя следующие виды работ:

- итоговое обследование речевого развития детей;

- анкетирование родителей с целью выявления результативности коррекционной работы;

- награждение родителей активно участвовавших в коррекции речевых недостатков;

- поощрение воспитанников, чье речевое развитие заметно улучшилось.

Результаты работы:

Родители воспитанников осознанно включаются в коррекционную работу вместе с учителем-логопедом. Они становятся полноправными членами педагогического воздействия, незаменимыми помощниками в процессе автоматизации поставленных звуков. Учитель-логопед и родители начинают тесно сотрудничать и предъявлять единые требования к качеству речи ребенка, что благотворно влияет на речевое развитие дошкольника. Взаимодействие родителей и учителя логопеда значительно повышает эффективность коррекции речевых недостатков.

Если нравятся статьи - не забывайте делиться (кнопочки ниже) и оставлять комментарии!