Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
(проектная деятельность из опыта работы)
Одним из главных направлений в работе учителя-логопеда является коррекция речевых нарушений у детей, а также их профилактика. Цель логопедического воздействия – воспитание у детей чистой, четкой выразительной речи, которая является основным средством общения. Поэтому уровень речевого развития ребенка во многом определяет готовность или неготовность к обучению в школе. Результативность этой работы зависит от сотрудничества и взаимодействия логопеда и семьи. Главными персонами в жизни ребенка являются его родители и близкие люди. От них зависит развитие малыша в первые годы жизни и устанавливается так называемый «интимный круг общения» (по А.Н.Леонтьеву), который оказывает наибольшее влияние на становление всех психических процессов в дошкольном детстве. Значимость семейного окружения стала определяющей в нашем проекте. Перед нами стояла цель сделать родителей активными участниками коррекционной работы. В ходе реализации проекта родители должны понять значимость семейного воспитания и включиться в коррекционную работу.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
Практико-ориентированный проект: в нем заложен четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников проекта.
Открытый проект – в нем принимали участие дети разных групп, а также семьи воспитанников, так как именно такие проекты дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.
Коллективный проект - дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
В ходе проекта, решая различные коррекционно-практические задачи при участии родителей, дети приобретают навыки необходимые для правильного произношения звуков в различных видах деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых — порождают у ребенка уверенность в своих силах.
При реализации проекта было необходимо помочь понять родителям, какие виды речевых нарушений существуют, как они влияют на развитие ребенка; разъяснить и показать им, в чем состоит работа логопеда в дошкольном учреждении; повысить компетенцию родителей в области дошкольной педагогики и психологии.
На подготовительном этапе проводились следующие виды работ:
Анкетирование, целью которого являлось изучение отношения родителей к недостаткам речевого развития своего ребенка, стиля общения в семье, уровень знаний родителей в педагогике и методов воспитания малыша.
Встреча учителя-логопеда с родителями, на которой родители ознакомились с содержанием коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта, с итогами развернутого логопедического обследования речи детей.
Индивидуальное консультирование, на котором члены семьи узнавали о речевых нарушениях своего ребенка и особенностях коррекционной работы с ним.
Заключение договора между родителями и логопунктом ДОУ, разъяснение родителям прав и обязанностей логопункта и родителей.
Практический этап включал в себя
Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика» | Разъяснить родителям дошкольников правила проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях . |
Памятки по работе с детьми в домашних условиях | Дать родителям рекомендации по работе над звукопроизношением, учитывая индивидуальные особенности ребенка. |
«Библиотечка для родителей» | |
Работа с индивидуальными тетрадями | Закрепление ребенком материала изученного в детском саду |
Проведение занятий с ребенком в присутствии родителя | Показать родителям приемы коррекционно-педагогической работы по формированию правильного звукопроизношения, дать возможность увидеть малыша «со стороны», оценить имеющиеся трудности и успехи ребенка. |
Тематические консультации | - О нормальном речевом развитии ребенка; - Игры и игровые приемы - Упражнения для развития слухового внимания; |
Итогово-аналитический этап проводился в мае месяце учебного года, он включал в себя следующие виды работ:
- итоговое обследование речевого развития детей;
- анкетирование родителей с целью выявления результативности коррекционной работы;
- награждение родителей активно участвовавших в коррекции речевых недостатков;
- поощрение воспитанников, чье речевое развитие заметно улучшилось.
Результаты работы:
Родители воспитанников осознанно включаются в коррекционную работу вместе с учителем-логопедом. Они становятся полноправными членами педагогического воздействия, незаменимыми помощниками в процессе автоматизации поставленных звуков. Учитель-логопед и родители начинают тесно сотрудничать и предъявлять единые требования к качеству речи ребенка, что благотворно влияет на речевое развитие дошкольника. Взаимодействие родителей и учителя логопеда значительно повышает эффективность коррекции речевых недостатков.
Если нравятся статьи - не забывайте делиться (кнопочки ниже) и оставлять комментарии!