Неделя пятая

Тема: «Игрушки»

Артикуляционная гимнастика

Материал для артикуляционной гимнастики взят из книги О. А. Новиковской «Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи»

«Танины игрушки»

Таня с куклою играет.

Кукла «ма-ма» повторяет.

              По слогам, широко открывая рот, несколько раз подряд произнести слово «ма-ма».

Буратино улыбается,                          А улыбка до ушей,

Даже если удивляется,                     Хоть завязочки пришей.

              Широко улыбнуться, обнажив два ряда сжатых зубов.

Вот воздушные шары.

Шары большие, надувные.

Вот такие...

              Надуть щеки и подержать их так несколько секунд.

Стала Танечка играть,                       Буратино шар поймал,

Куклам шарики кидать.                      Только носом шар порвал.        

               Надуть щеки, а затем стукнуть по ним кулачками так, чтобы воздух с шумом вырвался наружу.

Шарик лопнул: «Ой-ой-ой!»

Стал совсем-совсем худой!

                Из ротовой полости всосать в себя воздух и втянуть щеки внутрь.

Посадила Таня                                    Цок-цок —

Буратино на лошадку.                         Цокают копытца,

Начал быстро он скакать —                 Цок-цок —   

Его лошадь не догнать.                       По паркету всадник мчится.         

            Цокать языком в разном темпе, то быстрее, то медленнее, а затем произнести губами: «Тпру».

Видишь, рядом на полу                        Юла пляшет и поет,

Музыкальную юлу                                После на бок упадет.

            Вращать указательным пальцем, изображая юлу.

Покажи-ка, язычок,

Как кружится наш волчок.

            Широко открыть рот и несколько раз подряд облизать губы заостренным кончиком языка по кругу.

Потом взяла Танюшка                  Та кружится, танцует.

На палочке вертушку.            

           Поднести к губам игрушку-вертушку и подуть на нее так, чтобы вертушка пришла в движение. Дуть следует спокойно, не надувая щек. Если малыш все же надувает щеки, то ему следует предложить придержать щеки ладонями.

Часы пробили девять,                      Ну, что же тут поделать.

Пора идти в кровать.                       Пора Танюше спать.

            Положить руки под щеку.

Таня спит: «Ч-ч-ч...»

            Поднести указательный палец к губам.

А часы идут, идут...                          Лишь маятник спешит всегда:

Только с места не сойдут.                 Туда-сюда, туда-сюда.

            Узкий кончик языка двигается от правого угла губ до левого угла, не облизывая губы. Следим за тем, чтобы двигался только язык, челюсть и губы должны быть неподвижны.

 

Голосовая гимнастика

Пистолет пугает мух 

говорит он громко «Пух!»

 

 

Мой веселый, звонкий мяч.

Ты куда пустился вскачь?

«Оп - оп - оп - оп!»

 

Дыхательная гимнастика

Зашипела грустно шина,   

И стоит теперь машина.

          Плавно и неторопливо вдохнуть так, чтобы верхняя перед­няя стенка живота выпятилась вперёд. С поочерёдным подтя­гиванием колен к животу, осуществляется выдох. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха, рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...».

 

Мы на мяч посадим Машу,

Покатаем куклу нашу.

               Ребенок лежит на спине. На область диафрагмы посадить куклу. Плавно и нето­ропливо вдохнуть так, чтобы передняя стенка живота выпя­тилась вперёд, поднимая куклу. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается — кукла опускается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...».

 

Координация речи с движением

«Дождик»

Дождик, дождик за окном.                           Четыре ритмичных прыжка на обеих

                                                                    ногах, держа руки на поясе.

Под дождем остался гном.                            Приседаем.

Поскорей кончайся, дождик,                       Смотрим вверх, поднимаем руки.

Мы гулять идти не сможем.                          Ходьба на месте.

 

«Мяч»

Это мяч, круглый мяч,                                  «Рисуем» руками большой круг.

Красный мяч, гладкий мяч.                          Два раза «рисуем» полукруг.

Любит мячик прыгать вскачь.                       Четыре ритмичных прыжка на обеих

ногах, держа руки на поясе.

Вот так мяч, круглый мяч!                            Опять «рисуем» руками большой круг.

 

Кукла спит

Я хожу, хожу, хожу,                            Ходьба на месте с высоким

Вдруг я куклу разбужу!                    подниманием колен.

Кукле надо отдыхать,                       Полуприседание, удержание позы.

Кукле хочется поспать                    

Я на цыпочках хожу,                        Потягивание на носочках, глу­бокий вдох.

Куклу я не разбужу.                        Руки на поясе, ходьба на носоч­ках,

И ни разу, и ни разу

Я словечка не скажу.                       Проговаривание шепотом.

 

Пальчиковая гимнастика

                               Танюша

У нашей Танюшки                           Щенок — лопоушка,     

Живые игрушки:                            И мышка смешная    

<Котёнок — миленок,                       По кличке Норушка.

              Сжать пальцы в кулачок. Поочерёдно разгибать их, начи­ная с большого.

 

                                Игрушки

У Антошки есть игрушки:                     Это мяч. Он из резины.

Вот веселая лягушка.                           Разноцветная матрешка

Вот железная машина.                        И с хвостом пушистым кошка.

                  Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.

 

 

 

Если нравятся статьи - не забывайте делиться (кнопочки ниже) и оставлять комментарии!