Автоматизация звука З

           Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук.

        Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.

Артикуляция звука З

        Губы – не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке, затем принимают положение следующего за ним гласного.

       Зубы – сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.

       Язык – кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол; передняя и средняя часть спинки языка несколько выше приподнимается к верхним деснам, чем при произнесении звука С, но напряжение языка несколько слабее и в форме продольного желобка между спинкой языка и альвеолами уже, чем при глухих С и С’; задняя часть спинки языка приподнята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.

       Мягкое небо – поднято, закрывая проход воздушной струе в носовую полость.

      Голосовые связки – сомкнуты и вибрируют.

      Воздушная струя – узкая, холодная, но слабее и менее напряжена, чем при произнесении звука С.

Артикуляция звука З’

Губы – не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке, затем принимают положение следующего за ним гласного.

Зубы – сближены на 1-1,5 мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Язык – кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол, вибрирует; среднепередняя часть спинки языка более выгнута и несколько подвинута вперед к верхним деснам, чем при произнесении звука З, щель в форме продольного желобка между спинкой языка и альвеолами уже, чем при произнесении глухих С и С’; задняя часть спинки языка приподнята, боковые края шире и плотнее, чем при произнесении звука З прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, (закрывая проход воздушной струе по бокам), напряжены, касаются неба, образуя более узкий проход воздуха.

Мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.

Голосовые связки – сомкнуты и вибрируют.

Воздушная струя – узкая, холодная.

 

Упражнение «Комар» - покажи как звенит комар

Упражнение «Поймай звук» - выделение звука З из ряда - хлопни в ладоши, когда услышишь звук З.

а) в ряду согласных звуков:      З Т Ж З Ж З М З С Т З С З З ТЬ Д З Н З К З К З З 

б) слогов:  за  са   тя   ша   жа  за за  ка  са  зу  зы  жи  ти  фи  зу зу  и т.п.

в) слов: зонт    зонд    сок    тюк    жук    шаг    замок   судак   забор    гроза   глаза     касса   и т.п.

Автоматизация звука [З] в словах

Упражнение "Послушай, запомни, повтори"

за - за                   за - за - зо                   за - зо  -  за  - зо

зо - зо                   зо - за - зо                   зо - зо - за - за

зу - зу                   зу - зу  - зо                   за -  зу - зо  - за

Упражнение «Доскажи слово – скажи «за»

ба-                ва-                ро-                     Ли-  

блу-              поль -            берё –                по - 

 

 Автоматизация звука [З] в словах.

а) в начале слова:

зад               зал                  заяц                  запад

закат           запах              завтра               зайка

заря            загар              замок                 завод

забор          затея              застава               заставка

забыть        забава            загадка               заноза 

 

зол             зоб                  зов                   зонт   

зона           зонтик             зоркий              зорька             золото

зуб             зуд                  зубы                 зубок              зубило

 

 Упражнение «Он, она, оно, они». Например: он забавный, она забавная, оно забавное, они забавные.

Забавный, зубной, музыкальный, загадочный, заботливый

 

Повторить словосочетания:

золотом золотят                                    замок замыкают

заготовки заготавливают                      закладкой закладывают

наказы наказывают                                загадки загадывают

запеканку запекают                                забавный зайка

заболел зуб                                             забыл зонт

забытая забава                                        золотые зубы

 загадочный замок 

 

Произносить предложения.       Образец:  У З–ои ваз-а.            З -аболели з-убы. 

У Зои болит зуб.                                                    Зотов повел Трезора в дозор.

 Зайцы грызут кору.                                               У Зои новый зонт.

На заводе загудел гудок.                                       Завтра Захар пойдёт на запад.

 

Автоматизация звука [З] в словах

б)    в середине слова:

база             ваза                   коза                 роза       

Лиза            блуза                  глаза               гроза

польза         берёза                базар               фазан                вокзал  

мазать         лизать                влезать            показать

наказать      указать               приказать        незабудки

 

узор            возок            газон                дозор 

Трезор        горизонт 

 

везу           козу               внизу                грызу

грозу         ползу             лазурь               мазут  

вазу           Лизу              розу                  книзу 

разум        берёзу            лозунг               разутый

 

зыбь          язык              вазы                   газы 

козы          возы              тазы                   грозы

пузырь       берёзы          арбузы                морозы 

музыка       козырёк        пузырёк               называть               показывал 

 

Назвать предметы во множественном числе.

Ваза, газ, коза, гроза, береза, арбуз, мороз.

 

Упражнение «Я, ты, он, она (мы, вы, они)».  Изменение глаголов в настоящем времени.

Например: я показываю, ты показываешь, он (она ) показывает и т.д.

Показывать, забывать, затевать, заболеть, называть, заботиться, загадывать. 

 

 Изменение прилагательных

Знакомый – фильм, дорога, слово, лица;

Знаменитый – писатель, книга, событие, люди;

Взрослый – человек, девочка, поведение, поступки.

 

Повторить словосочетания:

полезная кукуруза                                полезное занятие

звуки мазурки                                        безумная затея

знакомая ваза                                         розовые розы

бронзовый загар                                    Лиза на вокзале

 

Повторение и отработка фраз. 

Мама полоскала белье в тазу.                               В грозу нужен зонтик.                                

Я на возу козу везу.                                               Зоя поехала за билетами.

Зотов поехал на запад.                                          Завтра нам должны показать зайца.

Трезор учуял запах зайца.                                     У Трезора длинный язык.

Я ползу в гору.                                                      Зотов поймал фазана.

Зоя умеет вязать.                                                  Мне купят зайку и мозаику.  

Папа идёт на завод.                                              На окне ваза с незабудками.

У Лизы болят зубы.                                               Зоя забыла зонтик у Лизы.

У Зои голубые глаза.                                             На полу стоят тазы.

Мне купят зайку и мозаику.                                   Лиза умеет вязать.

Береги глаза, Лиза.                                                У Лизы роза.

У Зои замок.                                                            Лиза моет вазу в тазу.

Зоя заболела.                                                         Ударили морозы.

Зайцы грызут кору березы.                                   Зоя забыла закрыть замок.

Налей в вазу воды, а то розы завянут.                 В школе зазвонил звонок на урок.

Зоя купила два арбуза, и один оказался розовый.

На дворе стоит коза, хмурит серые глаза.